Адаптация персонала: понятие и сущность

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях трудовой деятельности.

Вновь принятый на работу сотрудник включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций (рис. 1).

Каждой из позиций соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе. Основная цель адаптации работника может быть сформулирована как достижение совместимости требований организации и работника (рис. 2).

Процесс трудовой адаптации работника будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного работника. В этом случае он быстрее и лучше принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

Выделяют два основных направления адаптации: первичная и вторичная.

Под первичной адаптацией понимают процесс приспособления молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности. Как правило, речь идет о выпускниках профессиональных образовательных учреждений.

Вторичная адаптация – это приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль.

Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации.

В теории и практике выделяют два вида адаптации: производственную и внепроизводственную.

Классификация основных видов адаптации предложена проф. А. Я. Кибановым (рис. 3)

Основными задачами адаптации персонала в организации являются:

  • Уменьшение первоначальных издержек, обусловленных более низкой эффективностью работы нового сотрудника из-за незнания стандартов и специфики порученной ему работы.
  • Экономия времени непосредственного руководителя и коллег для оказания помощи в процессе выполнения новым сотрудником должностных обязанностей.
  •  Сокращение текучести кадров.
  • Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
  • Развитие позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.

Под профессиональным аспектом производственной адаптации понимают постепенную доработку профессиональных навыков, получение дополнительных знаний, навыков сотрудничества и формирование профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения работника к своей работе. Необходимость профессиональной адаптации обусловлена тем, что удовлетворенность трудом наступает только при достижении определенных результатов, которые невозможны без освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.

Психофизиологический аспект адаптации – это приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда, к которым относят уровень монотонности и ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и др.).

Приспособление сотрудника к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в трудовом коллективе относят к социально-психологическому аспекту производственной адаптации. При принятии сотрудником групповых норм поведения происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой.

На экономический аспект производственной адаптации непосредственное влияние оказывает размер заработной платы сотрудника, система материального стимулирования, бонусы и т д..

Состояние производственной и технологической дисциплины, степень готовности рабочего места к трудовому процессу, правила внутреннего трудового распорядка относятся к санитарно-гигиеническому аспекту производственной адаптации сотрудника.

Во внепроизводственной адаптации выделяют следующие аспекты:

  • адаптация к бытовым условиям;
  • адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
  • адаптация в период отдыха.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)