Антикоррупционная политика

Одним из приоритетных направлений российской политики является предупреждение и противодействие коррупции.

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Антикоррупционная политика – целенаправленная деятельность государства, направленная на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, а также осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

В настоящее время в России активно развивается законодательство в области противодействия и профилактики коррупции. Основные нормативно-правовые акты по профилактике и противодействию коррупции в РФ представлены на рис. 1.

Рис. 1. Нормативно-правовые акты по профилактике и противодействию коррупции в РФ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» определяет запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В настоящее время создан официальный интернет-портал государственных и муниципальных услуг. Внедрение таких технологий существенно ослабит проблемы с коррупцией, позволит избавиться от стояния в очередях для получения государственных и муниципальных услуг, от траты денег и времени. Электронное правительство должно решить основные проблемы власти: ввести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические проволочки, исключить субъективизм и ускорить принятие решений; сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, менее коррумпированным.

Целям эффективной борьбы с коррупцией служит и ФЗ от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Доступ к этой информации обеспечивают и официальные сайты этих органов, на которых должны размещаться, в том числе административные регламенты.

Для установления правовых основ проведения антикоррупционной экспертизы был принят ФЗ от 17.07.2009 №172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В качестве антикоррупционной меры статьей 60.1 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена с 1 декабря 2013 года ротация служащих руководящего звена. Все служащие, занимающие должность категории «руководитель» в территориальных органах федеральных ведомств (осуществляющих контрольные и надзорные функции), каждые 3 – 5 лет обязаны менять должность и место службы.

Ротация государственных служащих осуществляется в целях изменения содержания их должностных обязанностей и круга лиц, с которыми они взаимодействуют, посредством последовательной смены их подчиненности и (или) места прохождения службы.

С 1 января 2018 года сведения о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия, включаются в специальный реестр. Данный реестр подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Практика показывает, что антикоррупционная деятельность нуждается в предметной координации, для чего Указом Президентом РФ от 3.12.2013 №878 (ред. от 14.06.2018) «Об Управлении Президента РФ по вопросам противодействия коррупции» был образован специальный орган. Наряду с координацией деятельности государственных органов Управление осуществляет контроль за декларированием имущественного положения высших должностных лиц. Кроме того, Управление может провести соответствующую проверку в отношении сведений, предоставляемых любыми другими лицами, на которых распространены антикоррупционные запреты и ограничения.

При руководителях субъектов РФ формируются специальные советы по вопросам противодействия коррупции, в состав которых входят представители территориальных подразделений федеральных государственных органов, государственных органов субъекта РФ, представители муниципальных образований, предпринимательских структур, научных и творческих объединений. Такая практика уже имеет место в некоторых субъектах РФ, в частности, в Нижегородской области создан межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области.

К числу главных задач Совета относятся обеспечение взаимодействия и координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления по реализации антикоррупционной политики, а также разработка мер по противодействию коррупции, устранению причин и условий, способствующих ее проявлению, подготовка рекомендаций по их совершенствованию.

Активно развивается и региональное законодательство в области противодействия коррупции. Региональные законы о противодействии коррупции приняты во всех субъектах РФ. Например, в Нижегородской области был принят закон от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)