Черты и проявления характера

Эту группу черт составляет отношения личности: отношение к людям, к себе, к труду.

Чтобы говорить, что какая-то черта характера присуща человеку, надо проследить наличие этой черты в различных видах деятельности, то есть обнаруживать ее постоянно и отчетливо, взаимосвязано с сущностью поведения человека. Если человек проявляет последовательность и принципиальность в общественно значимых явлениях действительности, то эта большая определенность придает значительность его характеру.

Но, оставаясь самим собой, человек может проявлять то меньшую, то большую общительность, твердость или мягкость. Это естественно зависит и от объективных ситуаций и людей, с которыми он сталкивается, но может быть связано с психическими состояниями и с биологическими переменами в организме. Поэтому в характере каждого человека существует единство устойчивых свойств личности, сосуществующих с динамическими качествами, проявляющимися временно и в зависимости от внешнесредовых влияний. Это надо уметь видеть в человеке. Многие черты характера обнаруживаются в речи человека: одни говорят громко, выразительно, экспрессивно, другие – медленно и тихо. Речь может быть авторитарно-императивной, вопросительной и вкрадчиво-заискивающей, сопровождаться скупыми или размашистыми жестами. Высокомерные выпячивают грудь вперед, смотрят свысока. Застенчивые здороваются, не глядя в глаза собеседнику, сходятся бочком (диагонально), общительные же знакомятся “фронтально”. Не только пантомимика, отражающая жесто-мимический контур всей личности, но и мимика обнаруживают
внешние признаки характера. Не случайно говорят, что “глаза -зеркало души”, хитрые, лучистые или холодные, безжизненные. И улыбка бывает разная: самодовольная, светлая, холодная, саркастическая и т.д.

Большую выразительность имеют человеческие руки. Труд, создавший человека, привел к высокому представительству в коре головного мозга клеток и нервных проводников, связанных с функциями руки, так что руки непосредственно отражают мозговую психическую основу проявлений человеческого характера. Не случайно М. Горький писал, что “вначале руки учат голову, а потом поумневшая голова учит руки”.

Но определение характера по внешности – дело сложное. Надо учитывать, что маску человек снимает в конфликтных ситуациях, и типичные черты характера человек обнаруживает непроизвольно: мимика, например, проявляется рефлекторно (в экстремальных ситуациях). Во всяком случае нельзя не доверять мнению видного советского психолога академика А.А. Бодалева”, который пишет: “Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим – о поле и возрасте, по третьим – о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем уровне и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т.д.”

Важнейшими чертами характера учащегося как формирующегося гражданина являются активность, самостоятельность и дисциплинированность.

Активность в деятельности, и в частности, учебной, выражается в деловитости, подвижности и расторопности. Нецелеустремленный учащийся берется за многое, не доводя до конца начатое дело, суетлив и разбросан. Для проявления активности учащемуся необходимо – знать дело, за которое он берется, иметь элементарные способности для его выполнения и доводить его до получения результата, располагать необходимой для работы и ее завершения материальной базой, местом и временем, иметь возможность выполнять самостоятельно часть работы, ибо без самостоятельности не может быть подлинной активности.

Самостоятельность – это ставшая чертой характера способность работать по собственной инициативе или по заданию руководителя, но без посторонней помощи.

Самостоятельность проявляется как в исполнении отдельных приемов и творческих операций по заданию мастера, так и в умении планировать творческую работу с определением цели творческой разработки. Самостоятельность, воспитывая привычку к труду по внутреннему побуждению, способствует формированию личности и профессиональных качеств. Мастер, во время просмотра самостоятельных работ, при подготовке к ним, занят не меньше учащегося: он организует его работу, следит за его действиями и исполнением тех или иных операций и помогает найти нужный прием для решения творческой задачи, учит самоконтролю и анализу действий, требует надлежащей точности исполнения. Точность исполнения тесно связана с дисциплинированностью.

Дисциплинированность – это, ставшая чертой характера, склонность человека к точному соблюдению правил работы и норм поведения, дисциплинированность можно считать чертой характера, если она соответствует основной закономерности, устойчивости, определяющей все поведение человека. Дисциплинированность связана с личностными качествами учащегося и с его отношением к творческому труду и к обучению, и от авторитета педагога и даже от тона, которым отдается указание. Дисциплинированность воспитуема и способствует формированию характера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)