Дети и болезнь

Формирование внутренней картины болезни (ВКБ) у детей отличается от таковой у взрослых тем больше, чем младше ребенок. ВКБ в зависимости от содержания может быть фактором и положительным, и отрицательным. Она влияет на проявления и течение заболевания, на отношения в семье, на успеваемость, оказываясь причиной душевных конфликтов, иногда приводящих к невротическим наслоениям.

В ВКБ ребенка отражаются (Д. Н. Исаев):

  •  уровень интеллектуального функционирования (чем младше ребенок, тем более ВКБ представлена на чувственно-эмоциональном, неосознаваемом полностью или частично уровне);
  • знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении и смерти;
  • жизненный опыт ребенка (особенно — перенесенных ранее болезней);
  • общая и клиническая культура семьи, определяющая представления о болезни;
  •  преобладающие эмоциональные отношения, вытекающие из особенностей личности и пола ребенка (как преморбидные, так и формирующиеся в процессе заболевания);
  • сопутствующие психотравмирующие обстоятельства (госпитализация с отрывом от родителей, сверстников, привычных занятий, ограничением подвижности и т. д.);
  • влияние родителей и медперсонала.

Уровень интеллектуального функционирования. Понимание происходящего в организме и представление о болезненных процессах зависят от уровня развития мышления. Для создания представления о болезни требуется способность к анализу воспринимаемых симптомов заболевания: общего дискомфорта, болевых ощущений, нарушенных функций органов и систем и т. д. Кроме того, возможность оценки болезненных переживаний связана с развитием представлений об образе тела — «схемы тела». Нарушение формирования сенсорных элементов схемы тела, психологического восприятия своего физического «Я» в связи с органической патологией или неправильным воспитанием могут стать существенным препятствием в осознании своей болезни.

Знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении и смерти. Без концепции здоровья очень трудно построить представление о болезни. Дети знают об ограниченности возможностей сохранить здоровье и осознают подверженность людей болезням. Однако устойчивые представления о вероятности нарушения здоровья дети приобретают лишь к 7 годам, причем девочкам присущ более высокий уровень опасений, чем мальчикам. В 10 лет ребенок знает, что «быть здоровым» означает нечто противоположное тому, что означает «быть больным».

Сохранение здоровья, как понимают это младшие дети, в большей мере зависит от соблюдения режима и гигиены. Старшие же придают большее значение спорту и закаливанию. В сохранении здоровья все дети полагаются на помощь врачей, родителей и друзей. При этом младшие дети занимают пассивную позицию, считая, что для них достаточно подчиняться требованиям взрослых («слушаться врачей и родителей»), старшие понимают необходимость большей личной активности для сохранения своего здоровья.

По данным многих авторов, дети имеют неправильные, отрывочные, неадекватные представления о числе, размерах и строении внутренних органов, степени значимости частей тела и органов. Психологический анализ знаний детей о болезнях и их причинах показывает, что дети часто рассматривают свои болезни как наказание за плохое или запрещенное поведение, осуждают себя за проступки, якобы вызвавшие заболевание. Часть детей видит причину болезни в наследственной предрасположенности, а также в конфликтных ситуациях в школе и дома. Специалисты полагают, что мнение о причине заболевания меняется у ребенка в зависимости от того, здоров ли он и насколько тяжело он болен.

Для понимания ВКБ ребенка особого изучения требует его представление о процессе умирания и смерти. В исследованиях P. Shilder. D. Wechsler; G. Rochlin; W. Gartley, M. Bemasconi показано, что дети 3–5 лет думали о смерти, слышали о ней и полагали, что смерть приходит как результат отношений между людьми, из-за раздоров, неповиновения авторитетам, как следствие их возмездия и враждебности, однако до 8–9 лет понимание процесса умирания им недоступно.

Различие представлений б смерти зависит от познавательного уровня, психосоциального развития и пережитого опыта. Жизненный опыт ребенка. В построении ВКБ участвует весь жизненный опыт и особенно — перенесенных ранее болезней. Жизненный путь ребенка относительно невелик, ему труднее, чем взрослым, сопоставить актуальную жизненную ситуацию с ранее пережитыми обстоятельствами, обобщить имеющиеся сведения и использовать их для понимания переживаемого. Однако собственные прошлые переживания боли, дискомфорта, опасения за свою жизнь или здоровье из-за отрыва от родителей, сверстников, ограничения активности в связи с болезнью оказывают значительное влияние на создание ВКБ.

В большой мере на формирование ВКБ влияет атмосфера беспокойства и тревоги, царящая в семье из-за возможных или уже развившихся у ребенка заболеваний. Отрицательную роль могут сыграть болезни близких, обострения тяжелых заболеваний бабушек и дедушек с частыми вызовами «скорой помощи».
Вместе с тем для некоторых детей переживание болезни становится тем значимым событием, которое способствует росту их самосознания, заставляет изменить свое отношение и уровень требований к самому себе и окружающим людям. Нередко в результате пережитого дети быстрее взрослеют. Они становятся способными принять на себя ответственность за состояние своего здоровья, приходят к выводу о необходимости лечиться с помощью врачей, лекарств и болезненных процедур, к мысли о взаимопомощи между людьми.

Источники информации о болезни. Информация о болезни может быть получена от родителей, других взрослых, сверстников, книг, теле-, радиопередач, Интернет-сети. Для ребенка наиболее эмоционально значимы сведения, полученные от родителей. Именно к ним он обращается за разъяснениями, они водят ребенка в лечебные учреждения и вызывают врача. С малых лет ребенок верит в непогрешимость родительских сведений. Отсюда ясно, что как общая, так и клиническая культура семьи, определяющая представления о болезнях, будет участвовать в формировании ВКБ у ребенка. Влияние других взрослых в первую очередь будет зависеть от отношения ребенка к этим людям. От взрослых, к которым ребенок глубоко привязан, которые авторитетны для него, ребенок воспринимает их взгляд на болезнь без особой критической переработки. В подростковом и юношеском возрасте мнение референтной группы сверстников (подчас глубоко наивное или даже нелепое) может привести к поведению, провоцирующему нарушения здоровья или ухудшение состояния.

Преобладающие эмоциональные отношения. Преобладающие эмоциональные отношения, вытекающие из особенностей личности и пола ребенка, могут оказывать решающее значение на формирование ВКБ. У детей, как с преморбидными, так и с формирующимися в процессе заболевания гипертимными, невропатическими, шизоидными и истероидными чертами, импульсивностью или неустойчивостью, под влиянием воспитания формируются те или иные преобладающие эмоциональные отношения, мотивации и направленность интересов, определяющие отношение к болезни.

Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К переживаемым ребенком во время болезни сопутствующим психотравмирующим обстоятельствам в первую очередь относится госпитализация, которая сопровождается отрывом от родителей, сверстников, привычных занятий, ограничением подвижности, утратой перспективы, переживанием разочарования. У детей до 11 лет само стационирование, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний, возбуждает такой страх, что он нередко вытесняет проведенную перед больницей подготовку. Негативные переживания могут усиливаться при каждой повторной госпитализации. Даже понимание старшими детьми необходимости и пользы стационирования не снижает полностью отрицательного отношения к больнице.

Влияние родителей. Заболевание ребенка в подавляющем большинстве случаев переживается семьей как исключительное событие. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование на ребенка из-за его поведения, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным неблагоприятным прогнозом, безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности. Подобные переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичные чувства, которые ложатся в основу ВКБ. Так, родительский гнев еще более усиливает и без того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, вызвавшее болезнь. При тревожно-мнительном отношении родителей к любому соматическому неблагополучию ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, как правило, у ребенка возникает нереалистическая внутренняя картина болезни с ипохондрической гипернозогнозией и пессимистическими представлениями о будущем.

Отрицание родителями серьезности заболевания способствует формированию

ВКБ гипонозогнозического типа. Важно, чтобы взрослые сумели разъяснить ребенку важность соблюдения
режима, убедили его в необходимости лечиться, изменили неправильные представления ребенка о болезни и скорректировали неадекватные способы эмоционального реагирования на нее. Выражая сочувствие ребенку, разделяя с ним боль, страх и горе, оказывая практическую помощь, поддерживая надежду на выздоровление взрослые берут на себя часть его страданий и тем самым уменьшают их.

На ситуацию, складывающуюся вокруг больного ребенка, иногда влияют отношения родителей с медицинским персоналом. Влияние медперсонала на формирование ВКБ. Влияние медицинского персонала и обстановки медицинского учреждения на формирование ВКБ у ребенка многопланово. Врач оказывает большое влияние в процессе обследования, подготовки к госпитализации, к болезненным процедурам и операциям. Врачу необходимо чутко следить за психологическим состоянием больного ребенка, своевременно смягчать отрицательные реакции, давать понятные разъяснения, исправляя неправильные представления о болезни и лечении, снижать тревогу и страх ребенка перед необходимыми лечебными манипуляциями. Создавать адекватное отношение к болезни и лечению помогает также благоприятная окружающая обстановка в лечебном учреждении, уголки для игр, соответствующий детскому восприятию интерьер.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)