Эффективность адаптации персонала

Показателем эффективности процесса адаптации персонала в организации является сформированность у вновь принятых на работу сотрудников таких качеств, как:

  • чувство причастности к делам организации;
  • правильное понимание своих задач, должностных обязанностей;
  • навыки выполнения обязанностей;
  • высокий уровень мотивации к труду;
  • заинтересованность в улучшении дел в организации;
  • понимание своей роли в успехе организации.

Для оценки результатов профессиональной адаптации используют сравнение производственных показателей вновь принятого работника со средними показателями, сложившимися в коллективе, такими, как средний процент выполнения производственных планов, уровень брака производимой продукции и прочее.

Показателями успешной профессиональной адаптации работника являются качественное и своевременное выполнение производственных заданий, соблюдение норм выработки (обслуживания), стандартов предоставления услуг и т. д.

Для оценки эффективности социально-психологической адаптации работника проводят исследование уровня удовлетворенности работника новой производственной средой, характером взаимоотношений с коллегами, морально-психологическим климатом в коллективе, способами взаимодействия с коллегами в процессе выполнения работы. Сравнение полученных результатов с запланированными позволяет корректировать ход процесса адаптации работника.

Для оценки эффективности психофизиологической адаптации работника можно использовать сравнение производственных показателей работника (выработка, энергозатраты) и сравнение показателей здоровья человека при выполнении им типичных производственных операций с зафиксированными в начале процесса адаптации показателями.

Таким образом, для оценки уровня адаптированности работников могут быть использованы две группы критериев: объективные и субъективные. К объективным относятся те, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в различных ее сферах. Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность вновь принятого сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями.

В качестве объективных критериев оцениваются: продуктивность деятельности (используются данные о выполнении заданий), поведение в коллективе (участие/неучастие работника в решении проблем коллектива, в конфликтах).

К субъективным критериям оценки уровня адаптированности работника относятся:

  • удовлетворенность трудом, условиями труда, коллективом,
  • оценка взаимоотношений в коллективе, с руководителем, определение своего места в коллективе,
  • психофизиологическое состояние (утомляемость, раздражительность и т. д.), ожидания работника,
  • мнение коллег, наставника и руководителя о профессиональных качествах новичка, его трудовой и социальной активности, положении в коллективе.

Неэффективные адаптационные программы приводят к дезадаптации работников.

Специалисты сформулировали основные признаки дезадаптации работников:

  • недоумение: неизвестно, что делать и как себя вести;
  • уныние: ощущение того, что нет необходимости проявлять себя;
  • отсутствие диалога с начальством, делающее проблемы неразрешимыми;
  • отсутствие коллективной цели, в результате чего сотрудник не чувствует свой труд достаточно мотивированным;
  • отсутствие доверия к себе, которое сотрудник усматривает в действиях начальства;
  • отсутствие участия: работник все меньше отождествляет себя с коллективом;
  • отсутствие цели: работник осознает, что организация не создает ему никаких возможностей для развития.

Таким образом, успешная реализация в организации адаптационных программ персонала способствует повышению эффективности профессиональной деятельности сотрудников и их удовлетворенности работой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)