Этические модели в клинической психологии

На протяжении многих веков формировались, изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие развитие медицины. Религиозные, культурные, этнические, социально-экономические факторы влияли на формирование этических моделей в клинической психологии.
1. Модель Гиппократа (V–IV вв. до н. э.) — принцип «Не навреди». Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. В «Клятве» поднимаются вопросы об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда («Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от всякого вреда и несправедливости»), оказания помощи, проявления уважения, отрицательном отношении к эвтаназии («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»), абортам («Я не вручу никакой женщине абортивного пессария»), о недопустимости интимных связей с пациентами («В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами», «У врача с больными немало отношений: ведь они отдают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным»), о врачебной тайне («Что бы при лечении, а также и без лечения я ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»). Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного. При контакте с больным предписывалась такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление, ободряла его, чтобы он не слишком волновался духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления.

2. Модель Парацельса (XV–XVI вв.) — принцип «Делай добро». Форма врачебной этики, сложившаяся в Средние века, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача, наиболее полно представлена Парацельсом. Модель Парацельса — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В рамках этой модели реализуется патернализм (pater — отец) как тип взаимоотношений между врачом и пациентом, для которых характерны положительные психэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного. Парацельс писал, что сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь.

Предполагается, что христианские ценности способствовали также становлению суггестивной терапии, которую активно применял выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача, так как тот, кто больше верит, излечивается лучше.

3. Деонтологическая модель (XVIII–XIX вв.) — deontos — должное. Деонтология как наука о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности особенно важна в тех профессиональных областях, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия. Основой деонтологии является принцип «соблюдения долга». Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и оценка действия не только по результатам, но и по намерениям), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками.

Соблюдать долг — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума. Когда правила открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.

Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то он соответствует выбранной профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

4. Биомедицинская этическая модель (60–70 гг. XX в.) рассматривает медицину в контексте прав человека. Биоэтика (этика жизни) — систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». Под влиянием этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отношениях врача и пациента. Остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения, что оформляется в новых типах взаимоотношений врача и больного — информационный, совещательный, интерпретационный типы являются по-своему формой защиты прав и достоинства человека. На современном этапе обсуждается не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и нравственными последствиями для человека и человечества. Все большее влияние приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением.

В этом случае врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает разъяснения относительно прогноза лечения, включая альтернативу отказа пациента от лечения. Пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее. На первый план выходит принцип благополучия пациента, который реализуется доктриной информированного согласия (самоопределение пациента зависит от степени его информированности). Врач обязан снабдить больного не только всей интересующей его информацией, но и той, о которой пациент может и не подозревать.

Вновь и вновь обсуждаются этические проблемы аборта и эвтаназии, репродукции и трансплантации.
В 90-х гг. биоэтика стала понятием, включающим всю совокупность социально-этических проблем современной медицины. Современная клиническая психология опирается на общемедицинские этические принципы. Однако клинический психолог в своей деятельности сталкивается и со специфическими этическими вопросами.

1. Необходимость информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденциальность при обсуждении
результатов исследования, получить согласие пациента при целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов помимо лечащего врача, проявлять корректность при проведении исследования или отказе от него.

2. Соблюдение границ приемлемого поведения. Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом консультировании и психокоррекции, так как «пересечение» границ может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту.

3. Сложным этическим вопросом может быть формирование эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу. Привязанность, превращаясь в зависимость, вызывает негативные реакции, ведущие к деструктивным формам поведения. Клинический психолог должен тщательно контролировать свои действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизненных целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)