Факторы ликвидности рынка

Факторы, влияющие на ликвидность рынка, достаточно разнообразны. Как правило, невозможно узнать, какое влияние оказывает на ликвидность рынка тот или иной фактор сам по себе, в отдельности от остальных. Выделяют три основные группы факторов ликвидности рынка.

Специфика торгуемого инструмента. Одним из ключевых элементов при рассмотрении взаимосвязи между спецификой торгуемого инструмента и ликвидностью рынка является замещаемость инструментов. Если за-мещаемость между инструментами высока, то рыночная ликвидность концентрируется только в одном из них: участники предпочитают при прочих равных условиях приобретать более ликвидные активы.

В то же время, если инструмент не имеет аналогов на рынке, торговля им может быть затруднительна из-за опасений участников по поводу ликвидности данного инструмента в кризисных ситуациях, а также из-за ограничений в построении возможных финансовых стратегий.

Микроструктура рынка (market microstructure). Рост конкуренции между торговыми площадками и простота перевода капитала между рынками привели к усилению зависимости ликвидности от микроструктуры рынка, которая характеризуется следующими основными элементами:

  1. Тип торговой системы. Можно выделить два основных типа организации торгов: дилерский и биржевой рынки. Биржевой (auction-agency/ order-driven) рынок, основанный на сборе и сведении заявок на покупку и продажу по определенным правилам, обеспечивает участников более широкой информацией о потоке заявок и реальной цене сделок. Дилерский рынок, на котором дилеры выставляют свои котировки на покупку и продажу остальным участникам рынка, предоставляет дилерам монополию на информацию о потоках заявок. Как правило, биржевой рынок более ликвиден, чем дилерский, и отличается большей открытостью информации.
  2. Издержки заключения сделок. Уменьшение транзакционных издержек приводит, как правило, к увеличению ликвидности рынка.
  3. Информационная прозрачность рынка. Этим термином обычно обозначают возможность участников рынка иметь доступ к информации о процессе торгов. Взаимосвязь между прозрачностью рынка и ликвидностью нелинейна. До определенного момента увеличение прозрачности приводит к увеличению ликвидности рынка, после которого наступает обратный эффект.

Поведение участников рынка. На каждом рынке можно выявить превалирующий тип участников, чье поведение определяет реакцию рынка на внешние изменения. Разнородность участников рынка способствует увеличению ликвидности рынка.

Часто на рынках можно наблюдать действие механизма самосбывающихся ожиданий: если участники рынка начинают считать какой-либо инструмент более ликвидным, чем другие, этот инструмент (рынок) через некоторое время действительно становится более ликвидным.

Рассмотренные выше основные характеристики и факторы ликвидности рынка схематически представлены на рис. 1

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)