Феномен эгоцентрической речи

  1. Ж. Пиаже
  2. Эгоцентрическая речь
  3. Л. С. Выготский

Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Ж. Пиаже счи­тал открытый и подробно описанный им феномен эгоцентрической детской речи. Он обратил внимание не то, что дети 4- 6 лет очень час­то сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказы­ваниями. Пиаже пришел к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две большие группы — эгоцентрическую и социали­зированную речь.

Эгоцентрическая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Этот словесный аккомпанемент детской деятельности существенно отличается от социализированной речи, функция которой совершенно иная: здесь ребенок просит, обме­нивается мыслями, задает вопросы, пытается воздействовать на окру­жающих и пр.

Пиаже ввел специальный коэффициент эгоцентрической речи, кото­рый подсчитывается как отношение эгоцентрических высказываний к общему числу высказываний ребенка в единицу времени. Оказа­ лось, что в 3-5 лет этот коэффициент достигает своего максимально­ го значения и равен 54-6 0 %. После 6-7 лет этот коэффициент начи­нает стремительно падать и в школьном возрасте практически сходит на нет — речь ребенка становится исключительно социализирован­ной.

Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь ребенка ничего существен­ но не меняет ни в деятельности, ни в переживаниях ребенка. Она лишь является побочным продуктом детской активности, в котором находят свое отражение миражные формы мышления ребенка. Поскольку глав­ной сферой жизни в этом возрасте является игра, в которой ребенок живет в мире своих грез и фантазий, эта «несоциальная» работа детско­го воображения PI выражается в эгоцентрической речи. А так как эта речь не несет в себе никакой полезной функции, естественно, что в про­цессе детского развития она постепенно отмирает, уступая место дру­гим, социализированным формам мышления и речи.

Такое объяснение природы эгоцентрической речи прямо вытекает из основных положений общей концепции Ж. Пиаже: эгоцентриче­ская мысль с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от детского аутизма к логическому мышлению взрослых.

Однако Л. С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи совсем другую, во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно важную своеобразную роль. Он попытался понять, чем вызывается эгоцентри­ческая речь ребенка и какие причины ее порождают. Дл я этого в про­цессе эксперимента в деятельность ребенка вносился ряд затрудняю­щих моментов.

Например, при свободном рисовании в нужную минуту у ребенка не оказывалось под рукой необходимого ему карандаша или бумаги. Экспе­рименты показали, что такие затруднения в детской деятельности резко повышают коэффициент эгоцентрической речи. Ребенок, оказавшись в затруднении, пытался осмыслить положение и делал это с помощью речи: «Где карандаш, мне нужен синий карандаш, а его нету. Ничего, я вместо этого нарисую красным, смочу водой, это потемнеет и будет как синее» — рассуждал ребенок сам с собой.

На основании этих результатов Л. С. Выготский предположил, что одним из факторов, вызывающим эгоцентрическую речь, являются за­труднения или нарушения в гладко текущей деятельности. В такой речи ребенок с помощью слов пытался осмыслить ситуацию и сплани­ровать свои действия. Дети старшего возраста (после семи лет) вели себя несколько иначе — они всматривались, обдумывали, а затем нахо­дили выход. На вопрос, о чем он думал, ребенок давал ответы, очень близкие к высказываниям дошкольников вслух. Таким образом, можно полагать, что та же операция, которая совершается у дошкольника в от­крытой речи вслух, у школьника осуществляется в речи внутренней, беззвучной.

Л. С. Выготский предположил, что эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции, помимо того что она просто сопровож­дает детскую активность, очень легко становится средством мышления ребенка, то есть помогает ребенку осознать ситуацию и разрешить воз­никшую задачу.

Следует подчеркнуть, что Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Человеческое мышление не только вы­ражает себя в речи, но и осуществляется в ней. Мышление совершается в плане внутренней речи, которая по своей функции и по своей струк­туре существенно отличается от внешней. В отличие от внешней или коммуникативной речи, она не направлена на собеседника и не предпо­лагает воздействия на него; она предельно сокращена, она опускает все, находящееся перед глазами, предикативна (то есть в ней преобладают сказуемые и предикаты), она понятна только для себя. Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутрен­ней речью взрослого человека: она непонятна окружающим, сокращена, обнаруживает тенденцию к пропускам и пр. Все это, несомненно, сбли­жает эгоцентрическую речь ребенка и внутреннюю речь взрослого. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позво­ляет говорить о том, что после семи лет происходит не ее отмирание, а превращение во внутреннюю речь, или уход ее вовнутрь

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)