Функции, полномочия и организация Министерства юстиции Российской Федерации

Правоохранительные органы и их ядро – органы уголовной юстиции (суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы обеспечивающие безопасность и охрану общественного порядка) – важнейшая составная часть всей государственной системы воздействия на преступность. Каждый из них выполняет самостоятельные, только ему свойственные функции. Органы расследования обязаны полно и своевременно раскрывать и расследовать преступления, прокуратура – осуществлять постоянный надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, суд – законно и обоснованно рассматривать и разрешать судебные дела, федеральная служба безопасности обеспечивает государственную, экономическую, экологическую и военную безопасность, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для охраны общественного порядка. И, тем не менее, несмотря на существенные различия в компетенции, их связывает общая функция – борьба с преступностью. Для этих органов главным в их правоохранительной деятельности является участие в специальной профилактике, в пресечении преступлений, применении правовых мер к правонарушителям.

Однако в системе правоохранительных органов имеются такие, которые непосредственно в деятельности по охране правопорядка не участвуют, не расследуют преступления, не рассматривают и не разрешают уголовные и гражданские дела. На них возложены иные функции – функции, связанные с осуществлением управления в сфере юстиции, а также координации деятельности в этой сфере иных правоохранительных органов.

Таковыми органами являются органы юстиции, возглавляемые Министерством юстиции РФ (Минюстом России). В целях повышения роли юстиции в осуществлении проводимой в стране реформы в последние годы Минюст России и его территориальные органы были подвергнуты серьёзному реформированию. Начало ему было положено Указом Президента РФ от 02 мая 1996 г. «О мерах по развитию органов юстиции РФ». Перспективы их развития определены в Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ, которая 07 октября 1996 г. была утверждена специальным постановлением Правительства РФ2.

Все это позволило значительно повысить роль Минюста России в реализации государственной политики в сфере юстиции. В частности, расширена компетенция Минюста России и его органов в сфере нормотворческой деятельности как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В октябре 1996 г. в системе органов Минюста России создана федеральная служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка в судах и исполнению судебных актов, предусмотренных законом об исполнительном производстве.

С 01 сентября 1998 г. в ведение Министерства юстиции РФ передана вся уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в её состав центральными и территориальными органами, учреждениями (в том числе и исправительными учреждениями: исправительными колониями, воспитательными колониями, тюрьмами, лечебными исправительными учреждениями), иными предприятиями и организациями. С этого времени уголовно-исполнительная система Минюста России считается правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 была образована Федеральная служба исполнения наказаний, и ей передаются функции Министерства юстиции РФ. Указом Президента РФ было утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с которым Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Указом Президента РФ в 2004 г. было утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. № 1079 на Министерство юстиции РФ возложено осуществление контроля и надзора «за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами».

Достаточно широкими полномочиями наделён Минюст, его территориальные органы и во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о Министерстве юстиции РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., в соответствии с которым Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Минюст России возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Количество заместителей министра устанавливается Президентом РФ.

Система Минюста России состоит из трёх подсистем (групп) органов и учреждений:

  • одна из них – органы и учреждения юстиции, структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы;
  • другая – Федеральная служба исполнения наказания;
  • третья – Федеральная служба судебных приставов.

В Минюсте России образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в неё по должности, а также других лиц. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в неё по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия является совещательным органом, рассматривающим наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью органов юстиции. Решения коллегии реализуются приказом и распоряжением министра. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

При Министерстве юстиции состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы1, а также Научный центр правовой информации. Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции РФ является Российская правовая академия.

Основными задачами Минюста России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
    нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека – заместителя министра юстиции РФ;
  • организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
  • осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

  • вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
  • участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
  • проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
  • проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
  • осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также определяет условия их аккредитации;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • осуществляет государственный учёт нормативных правовых актов субъектов РФ;
  • организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
  • ведёт государственный реестр муниципальных образований РФ;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в РФ, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
  • взаимодействует в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
  • определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • принимает в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;
  • осуществляет на территории РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
  • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
  • организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
  • в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния: координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет её методическое обеспечение;
  • составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ;
  • ведёт ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в РФ; государственный реестр казачьих обществ в РФ; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • ведёт и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;
  • предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях.

В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;
  • принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;
  • утверждает форму отчёта адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи направляемому в адвокатскую палату субъекту РФ и устанавливает сроки его представления;
  • оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан;
  • существляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
  • принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ;
  • организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
  • организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального и зарубежного аппаратов Минюста России и его территориальных органов, в том числе подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб.

Устанавливает совместно с Министерством образования и науки РФ:

  • порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы;
  • согласовывает создание органами исполнительной власти субъектов РФ общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • обеспечивает проведение единой технической политики и развитие систем связи и автоматизированного управления в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России;
  • организует приём граждан, обеспечивает своевременное и в полном объёме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:

  • взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания РФ по вопросам законо-проектной деятельности;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством РФ порядке территориальные органы и федеральные государственные учреждения и организации Минюста России;
  • заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;
  • заключать в соответствии с законодательством РФ международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;
  • издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
  • учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • в случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта либо акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ и законодательству РФ представлять в Правительство РФ предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства РФ.

Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Установленные ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия министра юстиции РФ по управлению имуществом, закреплённым за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ. Финансирование расходов на содержание Минюста России осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)