Функции воображения дошкольника

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная зада­ча познавательного воображения — это воссоздание объективной реаль­ности, достраивание целостной картины мира, получение новых впе­чатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и за­щиту своего «Я». Такая защита может осуществляться двумя путями:

  •  через многократное воспроизведение (или проигрывание) трав­мирующих воздействий или ситуаций ребенок «отстраняется» от них и начинает «видеть их со стороны»;
  •  дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвер­дить себя — чувствовать себя сильными, смелыми, ловкими, все­могущими.

Многочисленные детские фантазии о собственных подвигах и неве­ роятных успехах как раз и выполняют эту функцию. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. О. М. Дьяченко и Е. М. Гаспаро- вой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких), которые пред­ставляли собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.

Результаты наблюдений показали, что уже в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение обна­руживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты — кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр. Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей — милиционер или динозавр подстерегают непослуш­ных детей, забирают и наказывают их.

Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и за­щищают себя от них. Следует напомнить, что аффективное воображе­ние в этом возрасте работает особенно ярко. Рассказы-фантазии детей о том, что они победили страшного монстра или залезли на крышу по высокой стене, в 3-4 года встречаются у многих детей.

Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте практи­чески отсутствует планирование результатов воображения. Если ре­бенка попросить заранее сказать, что он собирается рисовать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то его «план» может разрушить всю его деятельность.

В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько снижа­ется частота возникновения устойчивых страхов, как и необузданных детских фантазий. Аффективное воображение связано обычно с пере­живанием реальной травмы.

Например, мальчик пяти лет после перенесенной им операции в тече­ние месяца «оперировал» своего игрушечного медвежонка, проигры­вая варианты наиболее травмировавших его моментов (наркоз, снятие швов и пр.). Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявля­ются в построении замещающих воображаемых ситуаций: дети начи­нают придумывать и проигрывать истории про плохого мальчика (или девочку), который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и пр.

Познавательное воображение в этом возрасте связано с бурным раз­витием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно неред­ко носит воспроизводящий характер, так как ребенок 4- 5 лет нацелен  на следование образцам: дети воспроизводят одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонных графических схем и пр.

К 4- 5 годам в процесс воображения включается специфическое пла­нирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем пла­нирует следующий шаг.

Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6 -7 лет. К этому времени ребенок осваивает основные образцы поведе­ния и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, на­правлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других твор­ческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображе­нию. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуман­ные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Здесь уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может про­игрывать различные сюжеты во внутреннем плане. В этом возрасте у многих детей появляется так называемая образная игра, когда ребенок проигрывает во внутреннем плане какие-либо сюжеты. Так, В. С. Му­ хина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой пере­дачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обду­мывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел сво­его рассказа или рисунка.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и после­довательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Це­лостный образ начинает строиться способом включения, когда задан­ный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.

Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях ре­ализуются далеко не всегда (по данным О. М. Дьяченко, только у 1 /5 час­ти всех детей). Без специальной педагогической работы развитие во­ображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

Аффективное  воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологическим (навязчивые страхи, тревожность), или же вести ре­бенка к аутизации, к уходу от действительности и созданию замещаю­щей воображаемой жизни. Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на усвоение готовых схем действий, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о педагогике воображения дошкольника, то есть о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческие способности детей.

Главным кри­терием эффективного развития воображения является его продуктив­ность. Практика решения задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов игр и пр.) может быть одной из таких форм. Опыт работы по­казывает, что при правильном педагогическом руководстве познава­тельные и аффективные тенденции воображения могут сливаться и во­площаться в реальных творческих продуктах детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)