Государство и право в новое время

Более высокую степень общественного и государственно-правового развития составил буржуазный строй. Его победа с утверждением республики, демократии, признанием естественных и неотъемлемых прав человека, в том числе права собственности, знаменовала наступление Нового времени.

Становление нового строя было подготовлено значительными изменениями в духовной жизни и экономике европейских стран. Идеологические устои феодализма были расшатаны широкими движениями протестантов (в Германии), пуритан (в Англии), позже энциклопедистами (во Франции). Несмотря на сравнительно высокие темпы экономического развития накануне революции, в Англии и Франции назревал финансовый крах, который и дал последний толчок переустройству всей системы существующих отношений.

К XVII–XVIII вв. государство, закреплявшее привилегированное положение феодального дворянства с его непомерными тратами и роскошью, отстранявшее от власти подавляющее большинство населения и проводившее внутреннюю и внешнюю политику, противоречащую коренным интересам своих стран, вся система феодальной регламентации породили у широких слоев населения и у буржуазии острое чувство неудовлетворенности.

Молодой здоровый организм европейских обществ требовал новых и более свободных форм своей организации. Революция стала результатом пришествия царства разума, появления нового человека – самостоятельного, деятельного, во всем готового руководствоваться своим рассудком и отрицающего прошлые традиции и авторитеты. Изжившие себя традиции и требование построения общественных отношений на рациональной основе пришли в неразрешимое противоречие. Назревавший взрыв не могли предотвратить частичные, ограниченные переделки.

Первой на путь радикальных преобразований вступила Голландия, где задачи преодоления феодальных пережитков решались в ходе национально-освободительной борьбы против испанского господства. Общеевропейское значение приобрели английская и французская революции, которые и открывают период Новой истории. Большое значение для нового общественного и государственного порядка с идеями суверенитета народа и демократии имела победа северо-американских колоний Англии в войне за независимость.

Следует, однако, учитывать, что становление буржуазных отношений с демократическим строем в других странах Европы и всего мира в силу особенностей и неравномерности развития народов происходило значительно позже, осуществляется в наше время, а во многом – это дело будущего.

Под революцией понимается не одномоментное событие, но длительный период, целый ряд взрывов, переворотов, радикальных преобразований, в результате которых общество поднимается на более высокую ступень развития.

Сравнительно-историческое изучение революций, знаменовавших вступление мира в Новое время с выделением общих черт и особенностей изменений государства и права, позволяет выделить в них предварительный этап, когда проводятся частичные, паллиативные реформы, не меняющие старый строй. В Англии – это Петиция о правах 1628 г., во Франции – реформы Неккера и Тюрго, или, например, Конституция Пруссии 1850 г. в Германии.

Следующий, либерально-демократический, этап революции характеризуется взрывом всей старой системы и умеренно-демократическими изменениями, последовавшими вслед за переворотами 1640, 1789, 1918 гг. в Англии, Франции, Германии (или вслед за Февральской революцией в России).

Затем следует этап революционной диктатуры с наиболее радикальными экономическими преобразованиями, террором и началом войн за утверждение нового порядка. Во Франции, например, он представлен якобинской диктатурой, в России – большевистским переворотом в октябре 1917 г. с последующими событиями.

На смену революционной диктатуре приходит военная диктатура Кромвеля, Наполеона (или Гитлера). Этап военной диктатуры характеризуется стремлением преодолеть революционное брожение, закрепить ранее достигнутые результаты, а также проявлениями террора и агрессивной внешней политикой.

Наконец, после некоторого движения вспять – реставрация Стюартов в Англии, Бурбонов во Франции (или восстановление позиций религии в России) – наступает этап завершающих преобразований, когда утверждаются объективные результаты революции, когда прочно утверждается новый государственно-правовой статус нации. Во Франции такое происходит лишь к 1875 г., в Англии – к середине XIX столетия. На этом отрезке истории хорошо просматривается различие преимущественно эмпирического, постепенного (в Англии) и абстрактно-логического, взрывного (во Франции) хода преобразований их государства и права. Такое различие представляет собой яркий пример вариативности исторического процесса.

Развитие революции может быть выражено графически. Вслед за взрывом народного гнева следует восходящее движение, пик которого знаменуют наиболее радикальные, зачастую нежизненные, утопические преобразования, а также террор и войны самоутверждения. В следующей относительно ровной линии проявляется тенденция закрепления достигнутого.

Она окончательно не реализуется, и следует отказ от всего наносного, нежизненного, происходит даже восстановление некоторых дореволюционных порядков (монархия, религия). Наконец, следует плавно восходящая линия – «объективные результаты». Кривая движения революции едва ли может быть объяснена только экономическим фактором, скорее она является результатом изменений в психоэмоциональном состоянии народа, точнее, его активной части.

В таком обобщенном виде революция предстает перед нами движением от неприятия и отрицания сначала к ограниченным преобразованиям, затем следуют крайности своеволия и ожесточенности, их самоуничтожение, наконец, наступает примирение с обретением нового равновесия исходных начал общественного и государственного устройства, когда к народу возвращается его счастливое настроение.

Природа каждой революции противоречива, двойственна. В противовес односторонней поэтизации революций они могут рассматриваться как болезненное состояние с предшествующей гипертрофией стабилизирующей функции, тормозящей изменения, и появлением чужеродных паразитирующих тканей. В ходе революций – взрыва своеволия и культа «чистого разума», в стремлении к идеальному разрушается постоянство внутренней среды общественного организма. В нем после непродолжительного периода эйфории и подъема жизненных сил нарастают явления застоя, регресса, загнивания с инфицированием целого и атрофией здорового, духовным кризисом. Произвольное экспериментаторство в лечении, ампутация, иссечение живого не дают желаемого результата. Тогда поиск оздоровления начинает осуществляться с учетом естественно-исторических факторов развития на путях восстановления духовной силы народа и обретения равновесия жизненных функций.

Такая аналогия не пустая фантазия, но выражает стремление, как в определении или образе, охватить сознанием всю целостность революции. Конечно, приводимая аналогия во многом условна. Она не указывает на обновление в революции, когда общество и его государственность поднимаются на новую, более высокую ступень развития. Потому, может быть, более точно революцию характеризовать как надлом – резкое изменение в развитии с переходом в новое качественное состояние.

Закономерность развития революций (период надлома)


А – этап либерально-демократических преобразований

Б – этап революционной диктатуры

В – этап военной диктатуры

БВ – решение задач революционной и военной диктатуры в период сталинского правления в России

Г – период движения вспять

Д – этап завершающих преобразований – время кризиса, разложения государственности, смутное время

1, 2–3, 4–6 – оценочные характеристики радикализма революционных преобразований

Закономерности в истории в чистом виде встречаются как исключение. Разного рода закономерности пересекаются, накладываются друг на друга, искажаются действием привходящих, подчас случайных факторов. Поэтому зачастую закономерности выступают как тенденции, представлены в размытом виде, пунктирно, действуют зигзагообразно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)