Характеристика активов банка с точки зрения обеспечения ликвидности, доходности

Ликвидные активы – это кредиты, выделенные банком, срок погашения которых наступает в течении ближайших 30 дней, в том числе с учетом документально оформленной пролонгации, а также другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки.

В настоящее время теория управления активами основывается на трех методологических утверждениях:

  1. Коммерческий банк может сохранить ликвидность, если его активы размещены в краткосрочных ссудах и своевременно погашаются. Данное утверждение подтверждается только при условии нормального экономического развития, но не в условиях экономического спада, когда ликвидные средства так необходимы. К тому же данное утверждение не учитывает потребностей в кредитных ресурсах в условиях развивающейся экономики, а также стабильности или нестабильности банковских вкладов.
  2. Коммерческий банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим кредиторам или инвеститорам за наличные деньги. На практике источниками ликвидных ресурсов выступают отдельные виды ценных бумаг, которые можно легко превратить в наличные деньги.
  3.  Ликвидность коммерческого банка можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщика. Следовательно, на банковскую ликвидность можно воздействовать, изменяя структуру сроков погашения кредитов и инвестиций.

На практике данное утверждение вошло в основу формирования и управления портфелем инвестиций с помощью эффекта ступенчатости. Метод проведения коммерческими банками инвестиционной политики, использующий эффект ступенчатости доходов и расходов, получил название диверсификация.

Реализуя на практике теоретические положения, касающиеся ликвидности коммерческих банков, банки вынуждены балансировать между прибыльностью, ликвидностью и платежеспособностью.

Банки оказавшиеся не в состоянии обеспечить ликвидность в некоторых непредвиденных ситуациях, могут оказаться неплатежеспособными, а в итоге, возможно и банкротами. Вот почему вопрос управления банковской ликвидностью имеет принципиальное значение и занимает в практике мирового банковского дела одно из первостепенных мест.

Потребность в ликвидности определяется характером банковских ссуд зависит в такой же мере от величины денежных средств. В свою очередь, привлечение депозитов зависит от доступных банку инвестиционных возможностей.

Все эти факторы взаимосвязаны и объединены единой стратегией управления ликвидность коммерческих банков, получивших название управление портфелем коммерческого банка (управление активами и пассивами банка, преследующее достижение целей прибыльности, платежеспособности и ликвидности).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)