Характеристика и содержание прав потребителей

1. Характеристика прав потребителей
2. Содержание прав потребителей

1. Характеристика прав потребителей

Важнейшим условием эффективного функционирования торгового рынка считается гарантирование прав наименее защищенного субъекта — потребителя. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Результатом торговой революции 60-х гг. XX в. стало усиление защиты прав потребителей, в том числе законодательной и судебной защиты. Усиление защиты прав потребителей привело:
– к слому диктата производителей;
– к ослаблению монополизма и развитию конкуренции;
– к развитию производства;
– к улучшению качества товаров;
– к увеличению объема продаж.
Основными правами потребителей в РФ являются:
– право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей;
– право потребителя на безопасность товара (работы, услуги);
– право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах;
– право на качество товара (работы, услуги);
– право на судебную защиту;
– право на компенсацию морального вреда;
– право на безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– право на соразмерное уменьшение покупной цены при продаже ему товара ненадлежащего качества;
– право на замен на товар аналогичной марки (модели, артикула);
– право на замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– право на расторжение договора купли-продажи и другие права.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иным правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Условиями договора, ущемляющими права потребителей, являются:
– установление нормы, ограничивающей права потребителя;
– обусловливание приобретения одних товаров обязательным приобретением других товаров. В этом случае, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме;
– выполнение продавцом без согласия потребителя дополнительных работ, услуг за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме.
Основным нормативным документом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей, считается Закон РФ «О защите прав потребителей».

2. Содержание прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Право на безопасность товаров (работ, услуг) заключается в том, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, если изготовитель не установил на товар срок службы, или в течение установленного срока службы либо срока годности товара. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителей.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товаров (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (название) своей организации, ее место нахождение (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
– обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
– сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе, о весе и объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;
– цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
– гарантийный срок, если он установлен;
– правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
– срок службы или срок годности товаров (работ);
– место нахождение, фирменное наименование изготовителя и место нахождение организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
– информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
– информацию о правилах продажи товаров; 10)указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).
Право потребителя на качество приобретаемого товара заключается в следующем:
– продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обязательным требованиям, если законами предусмотрены такие требования к качеству товаров;
– продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту причинения вреда. Освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав:
– потребители;
– группы потребителей;
– неопределенный круг потребителей. Освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, предъявляемым в интересах потребителя:
– федеральный антимонопольный орган;
– федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
– органы местного самоуправления;
– общественные объединения потребителей.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)