Иные арбитражные органы
После принятия 04 июля 1991 г. Закона РСФСР «Об арбитражном суде», содержавшего cт. 7 «Право на обращение в третейский суд и к посреднику», началось возрождение в России третейского разбирательства споров из внутреннего торгового оборота. Экономический спор, подведомственный арбитражному суду, как и большинство иных имущественных споров, подведомственных судам общей юрисдикции, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда.
В 1992 – 1993 гг. были приняты два новых нормативных акта о третейском суде: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (от 24 июня 1992 г.) и Закон РФ от 07 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже». Это означало окончание продолжавшегося с начала 30-х гг. XX в. периода, когда третейский суд практически не использовался как для рассмотрения «внутренних» споров между гражданами, так и между организациями, а функции внешнеторгового арбитража выполняли лишь два постоянно действующих третейских суда: созданная в 1930 г. Морская арбитражная комиссия (МАК) и образованная в 1932 г. Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК), в настоящее время – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР (сегодня – РФ).
После принятия в 1993 г. Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», в основу которого положен разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренный в Резолюции № 40/72 Генеральной Ассамблеей ООН Типовой закон «О международном коммерческом арбитраже», стало возможным выполнение функций международного коммерческого арбитража как третейскими судьями, избранными для рассмотрения конкретного спора (ad hoc), так и вновь создаваемыми постоянно действующими третейскими судами.
Допускается создание третейских судов для рассмотрения конкретных споров, а также постоянно действующих судов. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями. Например, к ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
Морская арбитражная комиссия была создана при Всесоюзной торговой палате СССР в качестве специализированного третейского суда для рассмотрения споров из торгового мореплавания. Сразу же после своего создания МАК стала разрешать многие известные морские дела. МАК первоначально создавалась для рассмотрения лишь тех споров, которые возникали в связи со спасением судов и грузов на море. Сегодня наряду с традиционными спорами из договоров перевозки грузов, фрахтования судов, морского страхования, спасания, столкновения между судами, рыболовецких операций, предметом разбирательства Комиссии могут быть споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, ремонта судов, судового менеджмента, осуществления промыслов и многообразных иных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания.
Согласно «Положению о Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ», МАК разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания (перевозка, страхование, спасание и т.д.), независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. Правила образования третейских судов и порядок разбирательства ими соответствующих споров установлены законом о третейских судах от 24 июля 2002 г.
Действующее российское процессуальное законодательство закрепляет общее правило, согласно которому в третейский суд по соглашению сторон, заключенному в виде «арбитражной оговорки» или путём составления отдельного документа, могут передаваться только подведомственные государственным судам общей юрисдикции и государственным арбитражным судам гражданско-правовые споры (cт. 27 ГПК РФ и cт. 23 АПК РФ). Не могут быть предметом третейского разбирательства споры, которые в соответствии с нормами процессуального или материального законодательства составляют исключительную компетенцию государственных судов, иных органов. Например, в третейский суд не могут передаваться патентные споры, рассмотрение которых возложено на Высшую патентную палату. Не допускается рассмотрение третейским судом споров между гражданами, вытекающих из семейных и трудовых правоотношений.
Особым видом постоянно действующего третейского суда может быть Экономический суд Содружества Независимых Государств, созданный на основании Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 06 июля 1992 г. и подписанный представителями десяти этих государств.
- Правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения
- Основные функции деятельности прокуратуры
- Ведомственная охрана: содержание, задачи, права и обязанности сотрудников ведомственной охраны
- Понятие, задачи и особенности правового регулирования деятельности частных детективных и охранных служб. Права и обязанности частного детектива и частного охранника
- Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. Статус адвоката и организация адвокатской деятельности адвокатуры
- Федеральная таможенная служба Российской Федерации: система и задачи
- Понятие, задачи, права и обязанности налоговых органов Российской Федерации
- Военная полиция Вооружённых сил Российской Федерации
- Органы государственной охраны: задачи, функции и основные полномочия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу