Источники права

Древнейшим и наиболее распространенным источником средневекового права было обычное право. Выросшее из обычаев первобытнообщинного строя, оно порой сохраняло его черты. Вместе с тем в праве закреплялись многие важные отношения феодального общества (между феодалами и крестьянами, вассальные отношения и др.). Нормы обычного права отличались неопределенностью, отражали не только общие для феодального строя, но и местные условия. Отсюда партикуляризм (преобладание местных источников права), особенно заметный на ранних этапах Средневековья. Во Франции, например, в XV в. насчитывалось около 50 провинциальных и 300 местных сборников норм обычного права (кутюмов).

По мере усиления централизации государства все большее значение приобретают акты королевской власти (ордонансы, эдикты и т. п.). Именно они, распространяя свое действие на всю территорию государства, положили начало процессу унификации права, приведшему к образованию национальных систем.

Широкое распространение в феодальном обществе имело церковное, каноническое право. Его нормы формулировались прежде всего в постановлениях (канонах) церковных соборов. По мере распространения в Европе христианской религии сфера действия канонического права расширялась.

Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения, но и всю сферу семейных отношений, многие вопросы наследственного права, закрепляя патриархальный строй семейных отношений, каноническое право утверждало главенство мужа в семье. Жена без согласия мужа не могла изменить местожительства, заключать договоры, отчуждать имущество, выступать в суде. Как и в других обществах на ранних стадиях развития, женщина находилась в приниженном положении.

Один из отцов церкви, Тертулиан, писал: «Женщина, ты должна постоянно ходить в лохмотьях, с глазами полными слез раскаяния, чтобы заставить забыть, что погубила род человеческий». В VI в. церковный собор обсуждал, есть ли у женщины душа, как у мужчины. Решил этот вопрос положительно… но большинством всего лишь в один голос.

На основе канонического права рассматривались дела о ересях, колдовстве, изготовлении ядов и т. д.; по всей Европе пытали, казнили, сжигали на кострах еретиков, среди которых были и передовые люди своего времени.

В период, когда в средневековой Европе начали развиваться буржуазные отношения, сфера действия канонического права сужается. Этому способствовали антикатолические движения, более широкое применение актов центральных органов, рецепция римского права.

Партикуляризм феодального права проявлялся и в существовании городского права, становление которого относится ко времени развития товарно-денежных отношений и возникновения городов. Городское право как совокупность правовых норм, статутов, уставов, действовавших в городах, не было единым. Однако при большой пестроте городского права в нем все же имелись общие черты. Право одних городов влияло на право других. Большое распространение имело; например, право немецкого города Магдебурга – Магдебургское право, оказавшее влияние даже на право соседних государств (Польши, Литвы). Городское право определяло правовой статус городов, порядок формирования их органов управления и судопроизводства, содержало нормы гражданского и уголовного права. Существенную часть городского права составляли уставы ремесленных цехов и купеческих гильдий, торговые обычаи. В период абсолютизма с ограничением прежних вольностей городов развивается тенденция к унификации норм городского права.

В период абсолютизма тенденция к унификации (и рационализации) права, стремление единообразно решать вопросы правового регулирования общественных отношений привели к попыткам кодифицировать отдельные отрасли права. Во Франции в XVII в. появляются Устав о торговле и Морской устав; в Германии в XVI в. – «Каролина», кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права; в Пруссии в XVIII в. – Земское уложение.

Наиболее значительным проявлением более высокого состояния права стала рецепция римского права (см. гл. 12).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)