Источники римского частного права

В юридической литературе различных народов по римскому праву выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: как источник содержания правовых норм; как форма образования (возникновения) норм права; как источник познания права.
Представляется, что правильнее будет говорить об источнике права как о форме образования права (или о форме выражения права).

К источникам римского частного права относятся:

  1. Обычное право.
  2.  Законы.
  3. Эдикты Магистратов.
  4. Ответы Юристов.

Обычное право. Обычное право является древнейшей формой образования римского права.
Институции – Институции (лат. Institutio – наставление) – элементарные учебники права в Древнем Риме. В период правления императора Юстиниана институции имели, как и дигесты, силу закона. Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права – обычай. Обычаи содержали в себе неписаные нормы поведения, которые вырабатывались жизненной практикой.

Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах. Об этом свидетельствуют высказывания римских юристов, например: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями».

С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной степени утратил свое значение, но не переставал быть источником права. Наряду с прежним обычаем появился новый – судебный и судебная практика. В период I в. до н. э. – III в. н. э. значение обычая как живого источника права было отмечено Юлианом. Он признавал за обычаем такую же силу, равно и основание, как и закона. Юлиан указывал даже на признаки, которые образуют обычай: давнее применение; молчаливое согласие общества.

По мере укрепления и расширения государства обычай уступает место закону и другим формам правообразования. При этом «авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон».

Законы. Римская правовая культура считала законы (leges) главным воплощением писаного права. Правовое предписание признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так, в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н. э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в. н. э. С I в. н. э. и до середины III в. н. э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты – постановления сената.

Во II в. н. э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права.

Конституции императоров не ограничивались пределами города или отдельной провинции, а действовали на всей территории Римского государства, Конституции издавались в четырех основных формах:
1. Эдикты – общие распоряжения, основанные на власти императора. Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. Вначале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже начиная со II в. н. э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Декреты – решения по судебным делам. На основе этих решений сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

3. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.

Закон должен был содержать определенные элементы:

  • введение, которое указывало обстоятельства издания;
  • нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание правила поведения и условия его действия;
  • последствия нарушения закона (санкция).

Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент – санкция. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов, и в частности, законы несовершенные, которые не содержали в себе санкции. Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление его в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.

Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права. В 450–451 гг. до н. э. появились первые X Таблиц, а в 450–499 гг. до н. э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены народным собранием. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника – двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.

Римский юрист Цицерон писал о Законах XII таблиц: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов XII таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов». По свидетельству Цицерона, в его время (I в. до н. э.) мальчики заучивали Законы XII таблиц наизусть, как «необходимую песню».
Законы XII таблиц положили основание развитию римского общегражданского права.

Эдикты магистратов. Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными, то есть ограниченные определенным сроком (обычный срок полномочий – 1 год), коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства. Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц – магистратов.
Эти полномочия вытекали из:

  • права лично отправлять правосудие в определенной сфере;
  • собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать цивильное право».

Первым видом полномочий (отправлять правосудие в определенной сфере) обладали так называемые курульные эдикты, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка. Вторым видом полномочий обладали консулы, начальники провинций и преторы.
Первоначально распоряжения магистратов (эдикты) давались устно, откуда и происходило их название (слово «эдикт» произошло от «dico» – говорю), затем они выставлялись на форуме, написанными на досках.

Важнейшее место среди эдиктов магистратов имели преторские эдикты, которые сформировали систему преторского права. Преторская магистратура была учреждена в 367 г. до н. э. В обязанности преторов входило осуществление общего контроля за правоприменением, а также дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Данный эдикт содержал указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Срок преторских полномочий составлял 1 год.

Различали следующие виды преторских эдиктов.

Новые – в них указывались новшества правоприменения и юридической практики.

Перенесенные – в них содержались заявления претора о том, что он будет придерживаться в своей деятельности воззрений и практики своего предшественника.

Постоянные – в них указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий.

Непредвиденные – они касались казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей.

Среди вышеуказанных эдиктов особое назначение имел постоянный эдикт. В эпоху принципата (I–III вв. до н. э.) за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Однако их независимое положение и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывалось больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью.

Таким образом, хотя претор и не вправе был отменять старые законы и устанавливать новые, он обладал практической возможностью, руководствуясь соображениями «целесообразности» и «доброй совести» вносить исправления, изменения, дополнения в существующие законы. На основе деятельности преторов сложилась система так называемого преторского права.

Ответы юристов. Важную роль в развитии римского частного права сыграли юристы. В большинстве случаев они были выходцы из знатных и зажиточных семей, глубоко и разносторонне образованные. В традиции римского общества занятия юриспруденцией были одним из почетнейших и благородных видов деятельности. На этот счет была даже пословица: «Постыдно знатному и благородному человеку не знать права, в котором он обращается».
Юристы обучали знанию права, были юридическими советниками должностных лиц, составляли формулы сделок, совершаемых частными лицами, оказывали юридическую помощь своими советами и давали ответы на юридические вопросы.

Наиболее важной деятельностью юристов являлись ответы по запросам частных лиц, судей, должностных лиц. Необходимо отметить, что истолкования права не всех юристов имели обязательно-рекомендательный характер. Например, в 426 г. н. э. был даже издан специальный закон, который предусматривал, что только высказывания пяти юристов признавались обязательными для судей. К числу таких юристов относились: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. Если среди них имелись разногласия, то приоритет отдавался высказываниям Папиниана.

Исследователи римского частного права так писали о римском юристе Папиниане: «Острейший среди римских казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений «первым из всех». Большого расцвета римская юриспруденция достигла в период I–III вв. н. э. Это было обусловлено тем, что в это время своего наивысшего развития достигает право частной собственности и частное право. В юридической деятельности, и прежде всего в толковании законов, сказывалось прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок приходит толкование, основанное на отыскании воли закона или сторон.

В этот период работали такие выдающиеся юристы, как Ульпиан, Лабеон, Гай и др.
С деятельностью Лабеона и Капитона (I в. н. э.) связано образование двух школ римских юристов: Прокульянской (названной по имени Прокула, ученика и последователя Лабеона) и Сабиньянской (по имени Сабина, ученика и последователя Капитона). Можно предполагать, что возникновение различных школ связано с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции: «Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености… большей частью устанавливал новые положения».

Кодификация конституций. В связи с многочисленностью и разбросанностью императорских конституций возникла необходимость их объединения. Кодификация была проведена частными лицами. В конце 295 г. н. э. был выпущен кодекс Грегориана, названого по имени его автора. Этот кодекс включал конституции начиная с императора Андриана и заканчивался 295 г. н. э., и не отличался оригинальностью системы. Он состоял из 19 книг: в 13 книгах автор следовал системе преторского эдикта, в остальных трактовались уголовное право и процесс.
После 295 г. н. э. в дополнение к первому кодексу появился второй – кодекс Гермогениана, так же был назван по имени составителя. Всего в этот кодекс было собрано 120 конституций, изданных в период с 291 по 365 гг. н. э. Несмотря на то, что оба кодекса являлись частными кодификациями, они получили официальное название.

Первым официальным собранием конституций был кодекс восточно-римского императора Феодосия II (402–450 гг. н. э.). Кодекс был издан в 438 г. и состоял из 16 книг, где впервые был произведен отбор только действующего законодательства. В нем нашли отражение изменения, произошедшие в государственной и частноправовой сфере. Кодекс Феодосия II сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время.
По сравнению с кодификацией Феодосия II неизмеримо большее значение имеет кодификация, проведенная императором Юстинианом. От предыдущих кодификаций она отличается большим размахом и более высокой творческой силой. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права.

Замысел создания Свода законов принадлежал императору Юстиниану. Его создание было обусловлено, с одной стороны, стремление власти с помощью правовых средств укрепить существующий порядок, а с другой – юридическими причинами:

  • необходимостью собрать воедино все юридические тексты, систематизировать и классифицировать содержащиеся в них материалы;
  • устранить устаревшие правовые нормы;
  • придать единообразную форму юридическим предписаниям;
  • стабилизировать применение права и таким образом получить более эффективное средство регулирования общественных отношений.

В этих целях в 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов, которой руководил видный юрист Трибониан, пользующийся неограниченным доверием императора и характеризовавшийся им как человек, «украшенный красноречием и юридической мудростью». Результатом работы явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе развития истории права (в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Свод законов Юстиниана состоял из нескольких частей. Первой частью являлись Институции. Они были созданы в 533 г. и составлены на основе подобных сборников классических юристов, прежде всего Гая. Институции состояли из 4 книг. Первая книга была посвящена праву в целом и правовому положению лиц; вторая – вещам и вещному праву; третья – наследованию, договорам, обязательствам; четвертая – деликтам и искам. Институции имели силу закона и на них могли ссылаться судьи. Зафиксированные в Институциях нормы права были в полном смысле нормативными требованиями.

Второй частью Свода законов Юстиниана являются Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. При составлении Дигест были использованы труды 39 римских юристов, перу которых принадлежит около двух тысяч произведений. Использовались, в частности, труды таких юристов, как Гай, Модестин, Ульпиан, Павел, Папиниан, Пампоний и др. Дигесты состояли из 50 книг, каждая из которых, в свою очередь, делилась на титулы и фрагменты.

Весь материал Дигест условно подразделялся на 7 частей:

  • первая часть (книги 1–4) посвящена общим вопросам права и учению о лицах – субъектах права;
  • во второй части (книги 5–11) рассматривались вопросы вещного права;
  • в третьей части (книги 12–19) рассматривались двусторонние обязательства и обязательства, возникающие из «взаимного доверия»;
  • в четвертой части (книги 20–27) рассматривались вопросы обеспечения обязательств, обязательства, связанные с реализацией семейных и опекунских прав;
  • пятая часть (книги 28–36) посвящена завещаниям;
  • шестая часть (книги 37–43) посвящена разнообразным коллизиям, решаемым по судейскому усмотрению;
  • в седьмой части (книги 44–50) рассматривались вопросы уголовного и публичного права.

Дигесты содержали законодательный документ. Их нередко называли «монументальным памятником классической римской юриспруденции», а также «священным храмом римской юстиции». При составлении Дигест в тексты римских юристов зачастую вносились поправки (интерполяции), которые изменяли, упрощали их содержание.
По окончании работ над Дигестами Юстиниан издал специальную конституцию на латинском и греческом языках, в которой подробно излагалась история составления Дигест. Запрещалось комментировать Дигесты, так как Юстиниан считал, что всякие комментарии лишь затмят их истинный смысл. Право комментария Дигест сохранялось лишь за императором.

Третья часть Свода законов называлась Кодексом. Первое издание было осуществлено в 529 г., второе, исправленное и дополненное, в 534 г. Кодекс охватил все конституции императоров, начиная с Андриана и кончая самим Юстинианом. Кодекс состоял из 12 книг. 1, 9, 12 книги были посвящены вопросам публичного права, а книги со 2 по 8 – частному праву. В 535–555 гг. указанные три части Свода законов были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Наиболее крупный из сборников включал 168 новелл, из которых 153 принадлежали самому Юстиниану.

В средние века сборники новелл Юстиниана стали включаться в Свод законов Юстиниана в качестве его четвертой части. В это время все четыре части в своей совокупности получили название Свода гражданского права.

В настоящее время сборники, составившие свод гражданского права, именуются следующим образом:

  • Институции – I
  • Дигесты – D
  • Кодекс – С
  • Новеллы – N

При цитировании первых трех сборников ставятся два числа, из которых первое обозначает номер книги, второе – номер титула. После этого при цитировании Дигест и Кодекса ставится номер фрагмента. В современных изданиях некоторые фрагменты разделены на параграфы. Например: Д.5.8.3.2 (Дигесты, 5-я книга, 8-й титул, 3-й фрагмент, 2-й параграф).
Новеллы цитируются с указанием номеров новеллы, главы и параграфа: № 25, с. 5, 7 (новелла 25, 5-я глава, 7-й параграф).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)