Источники уголовно-процессуального права

Любая отрасль права включает в себя нормативно-правовые акты, образующие отраслевое законодательство. Уголовно-процессуальное законодательство, с одной стороны, обеспечивает законность деятельности субъекта расследования, прокурора и суда, с другой стороны – направлено на реализацию положений уголовного закона. Применение уголовного наказания невозможно без проведения надлежащей процедуры установления всех обстоятельств преступления с помощью доказательств. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство призвано защищать от незаконного и необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности и осуждения; направлено на реабилитацию каждого, кто незаконно и необоснованно подвергся уголовному преследованию и осуждению. Уголовно-процессуальный закон нацелен на обеспечение такого порядка судопроизводства, который защищает человека и гражданина, а также общество и государство в случаях нарушений чьих-то прав и законных интересов в результате совершения преступлений; создание условий для раскрытия и расследования преступлений, изобличения и осуждения виновного, возмещения ущерба, причиненного преступлением; неукоснительное соблюдение процессуальных норм, охраняющих права и законные интересы, честь и достоинство всех участников уголовного судопроизводства. Закон является основным элементом права.

В отличие от России, в странах англосаксонской правовой семьи доминирует судебный прецедент как норма права, сформулированная в конкретном судебном решении. В настоящее время судебный прецедент не признан официально в качестве источника права. Однако, субъекты расследования, судьи нередко используют соответствующие позиции вышестоящих судов именно как образец собственных действий и решений.

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих деятельность субъектов расследования, прокуроров, судей и судов по проверке заявлений (сообщений) о преступлении, проведению предварительного расследования, рассмотрению уголовных дел, а также решению вопросов, связанных с исполнением приговоров. Под источниками уголовно-процессуального права следует понимать совокупность правовых положений, содержащих соответствующие нормы. В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон – принимаемый высшим представительным органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений. К источникам уголовно-процессуального права России можно отнести международные договоры и общепринятые принципы международного права, Конституцию РФ, УПК РФ, законы, федеральные и федеральные конституционные законы. Подзаконные правовые акты (приказы, инструкции и т.п.) источниками уголовно-процессуального права не являются, они самостоятельно не регулируют отношения между участниками уголовного судопроизводства, но оказывают, при этом, существенное влияние на порядок производства по уголовным делам, детально регламентируя или определяя общее направление деятельности должностных лиц при решении отдельных вопросов раскрытия и расследования преступлений, а также рассмотрения уголовных дел в суде.

Международные правовые акты регламентируют различные вопросы уголовного процесса. При этом устанавливается приоритет их применения в случае, если нормами национального законодательства предусматриваются иные правила. Такими источниками являются все международные договоры (конвенции, пакты, декларации, протоколы и др.), в том числе и ранее заключенные СССР, поскольку Российская Федерация является его правопреемником. Такие акты можно группировать по отдельным направлениям уголовно-процессуальной деятельности, а именно:

– сбор, анализ и обмен информацией (ст. 11 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 28 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);

  • выдача лица, причастного к совершению преступления (ст. 7 Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года; Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года; ст. 11 Конвенции о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года; ст. 16 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 16 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст.ст. 15–17 Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года.);
  • оказание взаимной правовой помощи (Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи от 20 апреля 1959 года; ст. 37 Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 года; ст.ст. 10, 11 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 21 Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года; ст.ст. 5, 7 и 9 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года; ст.ст. 8, 12 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 18 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; раздел 4 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 года; ст. 6 Европейской Конвенции о правой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года; ст. 17 Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года;), которая включает в себя:
  1. получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц;
  2. вручение судебных документов;
  3. проведение обыска и производство выемки или ареста;
  4. осмотр объектов и участков местности;
  5. предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов;
  6. предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы;
  7. выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;
  8. содействие добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего государства-участника;
  9. оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника, в частности:
  • проведение совместных расследований (ст. 19 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, ст. 63 и ч. 2 ст. 100 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года);
  • передача уголовного производства (ст. 21 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст. 8 Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года);
  • получение сведений об интересующих лицах (ст. 6 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 22 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст. 18 Европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 года);
  • криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия (ст. 23 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);
  • защита свидетелей (ст. 24 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);
  • помощь потерпевшим и их защита (ст. 25 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года). В соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые мировым сообществом государств в целом, отклонение от которых является недопустимым. Так, к общепризнанным принципам международного права относят принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое мировым сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Конституция в ч. 4 ст. 15 включает общепризнанные принципы в правовую систему государства. Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в международных нормативных актах и официальных документах, например:

  • гласность судебных процессов, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, уважение чести и достоинства личности, в частности, в уголовном процессе, неприкосновенность жилища, защита частной жизни, недопустимость произвольных арестов (Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.);
  • запрет на применение пыток и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание; право на свободу и личную неприкосновенность; немедленное доставление задержанного к судье для проверки законности задержания; справедливое публичное разбирательство дела в течение непродолжительного («разумного») срока независимым и беспристрастным судом; состязательное построение судебного процесса; презумпция невиновности; право обвиняемого защищать себя лично или через избранного либо оплачиваемого государством защитника; пересмотр дела вышестоящей судебной инстанцией (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рим, 1950 г.);
  • гласность судопроизводства, обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпция невиновности, уважение чести и достоинства личности, защита частной жизни, равенство граждан перед судом и законом (Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные предписания содержат наиболее общие положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; состязательность и равенство прав в суде и т.д.). Осуществление же уголовно-процессуальной деятельности невозможно без ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые определены гл. 2 Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 Конституции РФ закреплено положение о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом или на основании судебного решения.

УПК РФ – является основным источником уголовно-процессуального права России. 22 ноября 2001 года Государственной Думой РФ был принят указанный кодекс. Ранее действовавший УПК РСФСР 1960 г. со вступлением 1 июля 2002 года в силу УПК РФ утратил силу. Законы как источники уголовно-процессуального права можно разделить на три группы:

  • законы;
  • федеральные законы;
  • федеральные конституционные законы.

К первой группе можно отнести, например, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1. Вторая группа включает в себя: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ, ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ и т.д. Третью группу образуют такие нормативные акты, как ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23 июня 1999 года; ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ.

Определенное регулятивное воздействие на деятельность участников уголовного судопроизводства и отношения, складывающиеся между ними в процессе производства по делу, оказывают подзаконные правовые акты, решения высших судов, официальные указания должностных лиц (Министра внутренних дел РФ, Генерального прокурора РФ и т.п.). Однако официальными источниками уголовно-процессуального права они не признаны. Некоторые из них имеют принципиально значение для формирования практики правоприменения и требуют некоторого комментария. Так, постановления Пленума Верховного Суда РФ, обладают руководящим значением для формирования единой судебной практики в случае обнаружения пробелов и противоречий в уголовно-процессуальном или уголовном законодательстве и имеют для судов важный характер. Будучи актами органов судебной власти, а не высшего законодательного органа, такие постановления признаков закона не приобретают.

Постановления Конституционного Суда РФ имеют важное влияние на регулирование уголовно-процессуальной деятельности путем признания отдельных положений уголовно-процессуального закона не соответствующими Конституции РФ. В случае возникновения вопроса о том, соответствует ли Конституции РФ применяемое нормативное правило того или иного закона, следователь, дознаватель, прокурор или любой гражданин, принимающий участие в уголовном процессе, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности данного положения. В соответствии со ст. 36, 38, 101 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» запрос в Конституционный Суд РФ может быть направлен на любой стадии уголовного процесса. Решения Европейского Суда по правам человека являются важными правовыми средствами. Согласно ст. 1 ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 30 марта 1998 года: «Российская Федерация… признает… юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протокола к ней…».

В некоторых случаях может возникнуть ситуация, при которой нормы процессуального закона, регламентирующей конкретный вопрос, не имеется, то есть процессуальный вопрос не может быть разрешен путем прямого применения имеющейся нормы. В связи с этим отметим, что при отправлении правосудия по гражданским делам важное значение имеет правило, предусмотренное ст. 1 ГПК РФ: в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). При применении аналогии необходимо иметь ввиду, что это возможно только тогда, когда действительно существует пробел в процессуальном праве, а не его видимость, и при этом не будут ущемлены права каких-либо лиц, которые гарантированы законом. В УПК РФ подобной нормы не предусмотрено.

Так, например, в ст. 144 УПК РФ закреплено, что субъект расследования при проверке сообщения о преступлении вправе получать объяснения. В подавляющем большинстве уголовных дел эти объяснения имеются. Но порядок получения объяснений в ходе проверки заявлений и сообщений о преступлениях не имеет правовой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве, поэтому на практике используется аналогия закона, а именно объяснение отбирается по аналогии с нормами УПК РФ, регламентирующими допрос. Или, например, в силу ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Возникает вопрос: это ограничение связано только с допросом или иными следственными действиями (проверкой показаний на месте, очной ставкой и др.)? Прямой нормы в УПК РФ для ответа на этот вопрос не найдется. Но, в силу аналогии закона, в целях соблюдения прав несовершеннолетнего целесообразно эти ограничения распространить и на очную ставку, и на проверку показаний на месте. Принципиальная возможность применения аналогии в уголовном судопроизводстве подтверждается в решениях Конституционного Суда РФ и постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)