Классификация и функции речи
Помимо рассмотренной выше диалогической, существует монологическая речь, представляющая связную словесную информацию, передаваемую одним лицом (рассказ, доклад, лекция, выступление).
К монологу предъявляют требования связности, последовательности и доказательности мыслей, которым придается развернутая и более законченная форма, чем в диалоге. Скороговорка, обмолвки, аграмматизмы в монологе выступают более обнаженно, ибо не могут быть скрашены ситуацией взаимного общения, а оценка речевого воздействия производится выступающим лишь по реакции аудитории.
Культура речи определяется объемом активного словаря, дикцией, семантической структурой речи, оттеняющей совершенство в передаче содержания, а также парапингвистическими свойствами жеста, интонации, мимики.
Внутренняя речь непосредственно не направлена на общение с другими, она беззвучна и подразделяется на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Она более свернута, чем внешняя, является своего рода конспектом, содержащим стержневые члены предложения (иногда лишь одно сказуемое или подлежащее).
Письменная речь появилась позже устной, вначале в виде идеографической речи, а затем в виде иероглифического письма, в котором утрачивается конкретность в графическом обозначении предметов и намечается переход к обозначению мыслей. Современное письмо называется алфабетическим (альфа и бета – графемы, обозначающие звуки – фонемы). Письменная речь позволяет человеку приобщиться к мировой культуре, дает простор творческому воображению человека, способствует развитию его мышления.
Различают также речь активную и пассивную. Пассивная речь – это психический процесс восприятия и понимания чужой активной речи, которая сопровождается иногда повторением, проговариванием про себя чужой речи. В зависимости от степени умственного развития воспринимающего происходит понимание и адекватное реагирование на речь собеседника. Активная речь – это психический процесс действенного выражения информации (устной или письменной) другим лицам. К процессам активной речи относится речепорождение.
Различают следующие функции речи:
Номинативная (сигнификативная), заключающаяся в обозначении и назывании предметов и явлений.
Функция обобщения, тесно связанная с мышлением, состоит в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы.
Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную.
- Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга
- Тренинг сенситивности
- Тренинг общения
- Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности
- Психорегуляция с использованием музыки
- Подпороговые воздействия
- Суггестология и суггестопедия
- Понятие о психодраме
- Понятие о медитации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу