Классификация культурных индустрий в трудах российских ученых
Существует несколько подходов к классификации культурных индустрий, получивших развитие в России. О.Н.
Отдельное внимание автором уделяется шоу-бизнесу, при рассмотрении которого подчеркиваются следующие его аспекты, характеризующие в целом особенности культурных индустрий:
- направленность на массовую культуру, имеющую широкий рынок сбыта и тем самым наибольший коммерческий эффект;
- быстрый поиск форм, удовлетворяющих спонтанные культурные потребности;
- обращенность к быстроразвивающимся технологическим новинкам, прежде всего к экранным культурам;
- диверсифицированная деятельность по разным направлениям и охват широкого спектра услуг, обеспечивающих устойчивость на рынке.
Большой вклад в теоретическом ключе внес А.Я. Флиер. Он выявляет качественный признак, по которому отличает собственно культурные индустрии от других, «неиндустриальных» культурных производств и от иных видов индустрий: производство непосредственно культурных или существенно культурно отрегулированных феноменов более или менее массовое в объемах и высоко стандартизированное по характеристикам.
На этом основании он выделяет культурные индустрии, распространяющиеся на разные виды производств:
- производство общества как культурного явления (социального порядка, социальных идей и принципов, общественного сознания, идеологии, символов, внутренней социокультурной структуры общества, форм и языков социальной коммуникации, досуга населения, исторического социального опыта, «культурной памяти» сообщества, проектирования социокультурного развития);
- производство «человека культурного» (мировоззрения, потребности в актуальной социальной солидарности, подсистем культурной компетентности, порядков, языков социальной коммуникации);
- производство знания о культуре (философию, гуманитарные науки, общественные науки, актуальную новостную информацию и публицистику);
- производство различных культурных артефактов: религиозных, этнографических, иных (языка, обычаев и нравов (этнических, социальных, политических), идей, текстов, символов и норм религиозного характера), а также художественное производство (включая литературное), производство вещей, сооружений, организация территорий (культурных пространств) с высокими эстетическими или иными символическими характеристиками.
Учитывая такое широкое понимание культурных индустрий, А.Я. Флиер формулирует их основную функцию: массовое распространение типовых культурных образцов, выполненных в стандартных формах по стандартным технологиям и соответствующих стандартным идеологическим задачам, не требующим высокого утилитарного, эстетического или интеллектуального качества.
Л.М. Мосолова, опираясь на исследования Д.Хезмондалша, проводит классификацию культурных индустрий, в которой символичность выделяется как их основа:
- ключевые культурные индустрии, напрямую связанные с промышленным производством и распространением текстов: теле- и радиовещание, киноиндустрия, Интернет, музыкальная индустрия, печать и издательская деятельность, видео- и компьютерные игры, реклама и маркетинг;
- периферийные, в которых производство текстов ведется полупромышленным и непромышленным способом: театр, экспозиционная деятельность, индустрия художественной репродукции;
- пограничные: спорт, потребительская электроника, программное обеспечение, мода.
А.А. Гончарик различает пять областей социально-культурной деятельности, представляющих креативные индустрии:
- аудиовизуальные индустрии (например, радио и телевидение, кино, новые медиа и музыка);
- издательская деятельность (книжная продукция и пресса);
- наследие (архивы, музеи, библиотеки и историческая среда);
- перформанс (театр, искусство и танец, спорт, туризм);
- визуальные искусства (галереи, архитектура, дизайн и ремесла).
K.M. Мартиросян предполагает включение в этот список туризма, социально-культурного проектирования и социально-культурной анимации.
Наиболее подробную систему культурных индустрий, получивших развитие в нашей стране с 1990-х годов, сформулировала Е.В. Зеленцова, выделив теле- и радиоиндустрию, производство кино-, видео- и телефильмов, интернет-индустрию, музыкальную индустрию, издательский бизнес, образовательные и игровые индустрии, а также все наиболее крупные сегменты внутри этих секторов.
В сборнике «Картирование творческих индустрий: инструменты анализа и оценки» со ссылкой на Департамент культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании приводится классификация творческих индустрий, понимаемых как «индивидуальное творческое начало, навык или талант, ведущий к созданию материальных и нематериальных ценностей, а также новых рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»:
- реклама, архитектура, искусство и антиквариат, промыслы и ремесла, дизайн;
- мода, кино- и видеоиндустрия, развлекательные интерактивные программы;
- музыка, исполнительские искусства, издательская деятельность, программные и компьютерные услуги, телевидение и радиовещание.
Таким образом, опираясь на методологические и теоретические представления зарубежных и отечественных исследователей, можно выделить основные признаки культурных индустрий: массовость, коммерциализация, соотнесенность с профессиональным искусством и национальными традициями.
В соответствии с выбранным подходом в качестве культурных индустрий можно рассматривать практики, которые находятся вне пределов прямого государственного регулирования и характеризуют активность предпринимательских инициатив в отраслях культуры.
Усилия экспертов по большей части имели прикладную направленность, вместе с тем со временем был накоплен значительный объем информации о состоянии творческих индустрий в регионах России, который позволил сделать существенные выводы по разным системообразующим направлениям:
- картирование креативного потенциала российских городов (Г.Я. Лаптева, Ф.Вуд),
- разработка российской модели «творческого» кластера (Е. Зеленцова, Л. Кузовникова),
- методологические сложности в исследовании культурных индустрий отечественными авторами (Ю.О. Папушина и М.В. Матецкая),
- социальный генезис и анализ моделей отдельных культурных индустрий, например, индустрий развлечений и досуга (Ю.В. Темный, А.С. Пашигоров, Г.А. Аванесова, В.А. Стальная),
- творческих индустрий в секторе сохранения культурного наследия (В.Э. Гордин),
- культурные индустрии в театре (А.В. Вислова), коммуникационная составляющая культурных индустрий (А.В. Конева).
При этом важно понимать, что классифицирование может быть разным в каждом отдельном регионе, в разных странах, в зависимости от того, какие секторы получили наибольшее развитие в коммерческой форме.
- Культурные индустрии в национальных регионах на примере Якутии
- Кольский полуостров, как территория культурных индустрий
- Культурные индустрии в регионах России
- Стратегии городского развития через культурные индустрии
- Деятельность проектных агентств
- Лакуны в исследованиях культурных индустрий
- Культурные индустрии в контексте культурологического знания
- Мягкая сила Азии
- Инструменты управления культурными и креативными индустриями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу