Коммуникация в проектной команде

В последнее время все больше видов работ переводится на проектную основу. Проект как форма рабочей деятельности подразумевает четкие сроки выполнения и ограниченность ресурсов: материальных, временных, человеческих. В ИТ-сфере проектная работа представлена достаточно широко. Для успешного выполнения проекта требуется правильно подобранная проектная команда. Команда отличается от рабочей группы и рабочего коллектива.

Понятие команды

Под командой будем понимать группу единомышленников с высоким уровнем сплоченности и комплементарными навыками, приверженных общим намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными. В этом определении сразу несколько критериев команды: высокая сплоченность, общая цель, взаимная ответственность.

Команда эффективна тогда, когда имеет ясные общие цели и прилагает все усилия, чтобы их достичь. Более того, все члены команды понимают и разделяют эти общие цели. Отношения в команде характеризуются не просто высокой сплоченностью, но высокой степенью доверия. Решения принимаются на основе консенсуса, а если консенсус невозможен сразу – то после обсуждения и получения согласия всех членов команды. Поскольку члены команды принимают общую цель и подход к выполнению работы, они преданы команде и стремятся сделать ее работу еще эффективнее. Они принимают во внимание не только идеи и мнения, но и эмоции своих товарищей, и эти эмоции можно выражать открыто. Роли в команде четко распределены (о командных ролях и их распределении речь пойдет ниже).

Далеко не всегда нужно решать задачи именно командой. Есть ситуации, в которых задача разбивается на подзадачи, которые распределяются между сотрудниками. Распределение и выполнение задач контролируется менеджером. Команда нужна, когда:

  • решение задачи подразумевает междисциплинарный подход;
  • задачи постоянно меняются, нужно искать новые решения, невозможно создать жесткую структуру для решения;
  • невозможно четко поставить задачу и/или существует множество вариантов ее решения;
  • прямо в процессе решения задачи, достижения цели нужно организовывать обмен знаниями;
  • приходится иметь дело с такими проблемами, решения которых никто не знает.

Команды более продуктивны, чем работники, действующие в одиночку или в больших организационных объединениях, особенно когда решение задачи требует сложных навыков, умения всесторонне и объективно оценивать и разнообразного опыта.

Следует помнить, что команда не будет эффективна, если:

  • у членов команды очень большая разница в квалификации;
  • в интересах членов команды присутствуют неустранимые противоречия;
  • нужно найти решение проблемы в очень сжатые сроки;
  • есть опасность, что из-за особенностей отношений между членами команды решения будут приниматься не оптимальные, а устраивающие всех;
  • в группе есть люди, не способные к командной работе.

Любая команда в своем становлении последовательно проходит ряд стадий. Эти стадии естественны, их не нужно бояться, нужно знать их и уметь их учитывать в процессе командной деятельности.

Первая стадия – это стадия образования команды, или стадия ориентации. В этот период члены команды начинают узнавать друг друга. Участники определяют возможные формы взаимоотношений, проверяют и устанавливают, какие действия приемлемы, а какие недопустимы. На этой стадии вырабатываются основные правила поведения в команде, связанные с достижением цели («Что и как я должен делать?») и определяющие командные взаимоотношения («Как распределяются функции?»).

После того как члены команды присмотрелись друг к другу, начинается вторая стадия – конфронтации, или этап «бури и шторма». На этой стадии выявляются различия между формирующейся структурой группы и личными стилями и целями членов команды. Если различия слишком велики, некоторые члены могут покинуть группу. Однако и в случае если различия не так велики по сравнению с пользой от членства в команде, возможно сначала пассивное сопротивление и отсутствие сотрудничества как выражение неприятия. Эта стадия предполагает разрешение внутренних конфликтов в команде и установление условий эффективного взаимодействия.

Третья стадия характеризуется завершением борьбы каждого из членов команды за свое пространство и установлением правил взаимодействия. Это этап нормирования, или дифференциации. Нормы и правила уже определены и установлены, взаимоотношения определяются этими правилами; также известно, как распределяются задачи и ответственность. Это помогает членам команды исполнять свои роли.

И тогда следует последняя и самая конструктивная стадия – этап исполнения. Социальная структура ясна и понятна и способствует достижению цели. Участники ощущают себя достаточно сплоченными. Конфликты разрешаются наиболее щадящими способами, с использованием групповых дискуссий. Члены команды осознают процессы, происходящие в группе, и свою вовлеченность и свое место в них.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)