Конфликт и фрустрация

Термин «конфликт» также используется в различных значениях. Наиболее часто психологи понимают конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или
взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) представляет собой
противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты). Субъектом конфликта могут быть двое или более людей, социальные
группы, а также один человек с его внутренними переживаниями (внутриличностные конфликты).
При внутриличностных конфликтах рассматриваются три его возможные варианта.

1. Человек стоит перед выбором из альтернативных решений, равных по привлекательности, но взаимооисключающих друг друга. Например, молодая женщина столкнулась с проблемой: ее муж и ее
мать требуют к себе исключительного отношения в ущерб друг другу, а она любит их одинаково сильно. Или: хочется поехать вместе с мужем к новому месту жительства и не менее желательно остаться в большом городе, чтобы завершить учебу в университете.

2. Предлагается выбор из явно непривлекательных альтернатив (из двух зол меньшее зло). Например, потерять любимую работу — источник содержания семьи — или остаться и продолжать мучения под руководством деспота-начальника.

3. Выбор в равной мере и привлекателен, и неизбежно ведет к негативным последствиям. Например, угрожая разводом, жена требует у мужа, чтобы он порвал затянувшиеся отношения с любовницей. Однако любовницу ему бросать не хочется, она молода и физически привлекательна. Но и жену с детьми, помня об их верной дружбе, беззаветной помощи в прежних жизненных невзгодах, обеспечившей служебный
и материальный успех, оставить просто невозможно, испытывая к ней чувство признательности и дружбы.

Внутриличностные конфликты включают в себя также когнитивные, ролевые, экзистенциальные и другие типы конфликтов. В когнитивных конфликтах содержится противоречие несовместимых представлений. Например, человек, которого воспринимают как исключительно благородного и порядочного, совершает некрасивый поступок. Иногда такая ситуация трактуется как «когнитивный диссонанс». Экзистенциальный конфликт связан с самоанализом глубинных проблем внутринсихической реальности: проблем смысла, существования, оправдания.

При наличии конфликтной ситуации (противостояния с намерением решить свои проблемы в ушерб другой стороне) и повода, определяющего начало проявления сторонами активности для достижения целей, конфликт может разрастаться с включением в него новых сил и новых людей. При забвении первоначальной причины конфликта ожесточенность негативных воздействий может нарастать.

Конфликт — это столкновение чего-то с чем-то. При этом констатируется приблизительное равенство по интенсивности противостоящих в конфликте сил. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений).

Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить тогда, когда имеются альтернативные возможности для реагирования. С точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, цели, ценности — словом, феномены сознания.

Конфликтные ситуации сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями, ухудшением отношений с окружающими. Однако одновременно отмечаются и положительные функции
конфликта. Ставится вопрос и об ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций. К. Хорни считает, что только невротический конфликт (т. е. такой, который отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте меньше 180°, и поэтому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим
побуждениям.

Можно выделить собственно конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных отношений и, с другой стороны, как конфликтную ситуацию, включающую альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения.

Конфликтные ситуации сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

Конструктивным конфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий повеления характеризуется как корпоративность и напористость.

Развитие конфликта обычно идет в следующей последовательности:

  • постепенное усиление участников конфликта за счет введения более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
  • увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
  • повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;
  • нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;
  • изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998).

Межличностные конфликты возникают между различными людьми, имеющими противостоящие цели и стремящимися навязать друг другу свое мнение, свою волю.

Такие конфликты характеризуются:

1. Нарушением норм взаимодействия и сотрудничества (вместо базовой модели, основанной на сотрудничестве, используется базовая модель взаимоотношений, основанная на конкуренции и конфронтации).

2. Столкновением ценностных ориентаций, интересов, материальных и карьерных притязаний (последствие конфронтации).

3. Ростом конкурентности, соперничества, соревновательности (апломб, амбиции).

4. Рассогласованием между целью деятельности и способом ее достижения (на достижение незначимой цели в конфликте могут тратиться значительные усилия).

В основе межличностных конфликтов может лежать психологическая несовместимость его участников (основанная на взаимных негативных трансферных реакциях). Высокое эмоциональное возбуждение в конфликте снижает интеллектуальный потенциал его участников (нормальное распределение — зависимость между эмоциями и когнициями). При возникновении конфликтов между личностью и группой, как правило, отмечается наличие у личности таких черт, как амбициозность, апломб, упрямство, завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка (часто у личности обнаруживаются психопатические черты).

Что касается групповых конфликтов, то уровень экстремальности в данном случае наиболее высок, т. к. в психологическом функционировании группы существуют свои законы ее развития, групповая динамика, которая вмешивается, усиливает конфликт (происходят снижение интеллектуального потенциала, нивелирование ответственности, усиление эмоциональных компонентов общения, феномен сдвига риска).

У представителей умственного труда экстремальные условия, определяемые ожесточившимися конфликтами, приводят к снижению профессиональной работоспособности до 70 %, причем негативное психическое состояние продолжается еще несколько часов, а то и дней после завершения конфликта. При этом как причиной, так и поводом для конфликта могут служить факторы, не имеющие большой значимости для конфликтующих людей. Психологический «ущерб» от конфликта часто намного превышает цену достигнутого в его результате успеха, поскольку события развиваются на фоне сильных эмоциональных
переживаний.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — это:

  • психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемымитрудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач;
  • состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). П. И. Сидоров, А. В. Парников называют фрустрацией критическую ситуацию и одновременно состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей.

Фрустрация — состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) определяется также как
психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания; также это — переживание неудачи. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Человек, планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, одновременно мобилизует блок обеснечения цели определенными действиями. Говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. Но представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т. е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление», повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой
концентрации энергии, к повышению уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять. Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора, привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Неотъемлемым признаком фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворить потребность), а также преграды, препятствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются, во-первых, по характеру фрустрируемых мотивов (базовые, «врожденные» психологические потребности — в безопасности, уважении, любви, фрустрация которых носит патогенный характер; и приобретаемые потребности, фрустрация которых не вызывает психических нарушений) и, во-вторых, по характеру «барьеров». Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (стены тюрьмы), психологическими (парализующий страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультуральными (нормы, правила, запреты). Барьеры также делятся на внешние и внутренние: внутренние барьеры препятствуют достижению цели, внешние барьеры не дают испытуемым выйти из ситуации («помни, ты же девочка!»).

Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффекты фрустрации связаны с мобилизацией психологических ресурсов, открывающей возможность для личностного развития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потребность (замена цели). При конструктивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. Человек обучается ставить реальные цели, учится умению манипулировать «точкой цели», отказываясь от неосуществимого.

Существуют и негативные эффекты фрустрации. Увеличение напряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации могут оказаться так велики, что под воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность — становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности
принятия решений. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности,
возбудимости, враждебности, негативизму.

Толерантность к фрустрации. Существует определенная пороговая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто определяют
как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологического равновесия. Толерантность к фрустрации является переменной величиной и зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей личности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения.

Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности человека. Имеют значение такие черты, как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чувствительностью к нарушению этих интересов (обидчивость), инфантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.

Выделяют несколько основных видов фрустрационного поведения:

  • двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции;
  • апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложится на пол и смотрит в потолок);
  • агрессия и деструкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба;
  • стереотипия — тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированных форм поведения;
  • регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).

Н. Майер, характеризуя фрустрационное поведение, обозначает его как «поведение без цели»: «Поведение фрустрированного человека не меет цели, оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку, и оба в итоге опаздывают. Это поведение (драка) не содержит в себе цели добывания билета, поэтому оно является не адаптивным (удовлетворяющим потребность), а фрустрационно спровоцированным поведением.

К. Гольдштейн называет фрустрационное поведение «катастрофическим»: оно не только не подчинено фрустрированной цели, но и вообще не подчинено никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. X. Хекхаузен считает, что фрустрационное поведение последовательно проходит три стадии: первоначально в ответ на ситуацию фрустрации возникает агрессия, затем депрессия, затем апатия. Исторически изучение проблемы фрустрации связано с работами 3. Фрейда и его последователями, которые усматривали однозначную связь между фрустрацией и агрессией.

В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время ряд авторов используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. По мнению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

В самом общем виде состояние фрустрации — специфическое эмоциональное состояние, которое возникает, когда на пути достижения значимой цели человек встречает субъективно непреодолимое
препятствие. Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, человек одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями.

В этом смысле говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. В том случае, если перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, то неизбежно наблюдаются концентрация нереализованной энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы:

  • наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
  •  наличие сопротивления (препятствия-фрустратора).

В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов:

  •  пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);
  •  активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);
  • пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);
  •  активное внутреннее сопротивление (угрызения совести) (Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, 1990).

Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием толерантности, т. е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье человека собственно и означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения.

Экзистенциальная фрустрация. Стремление человека к смыслу также может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об «экзистенциальной фрустрации». Экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Для этого типа невроза логотерапия изобрела термин «ноогенный невроз», в отличие от невроза в обычном смысле этого слова, т. е. психогенного невроза. Ноогенный невроз происходит не в психологической, но, скорее, в ноологической сфере (от греческого «ноос», означающего разум, дух, смысл) человеческого существования. Это еще один логотерапевтический термин, обозначающий нечто, принадлежащее к «духовному» ядру человеческой личности. Следует, однако, иметь в виду, что в контексте логотерапии понятие «духовный» не имеет первично религиозной коннотации, а относится к специфически человеческой сфере духа.

Экзистенциальный вакуум. Экзистенциальный вакуум является широко распространенным явлением в двадцатом веке. Это вполне понятно и может быть объяснено двойной утратой, которую человек претерпел в ходе его становления подлинно человеческим существом. В начале своей истории человек утратил некоторые из базисных животных инстинктов, которые определяли и обеспечивали поведение животных. Такая обеспеченность, подобно раю, закрылась для человека навсегда; он должен осуществлять свой выбор. В дополнение к этому, однако, человек претерпел и другую потерю в более недавнем своем развитии: традиции, которые поддерживали его поведение, сейчас быстро ослабевают. Никакой инстинкт не говорит ему, что делать, и никакая традиция не подсказывает, что он должен делать; скоро он уже не будет знать, что хочет делать. Он все чаще руководствуется тем, чего добиваются от него другие, все больше и больше оказываясь жертвой конформизма.

Экзистенциальный вакуум проявляется прежде всего в состоянии скуки. Теперь мы понимаем Шопенгауэра, полагавшего, что человечество, видимо, осуждено вечно колебаться между двумя крайностями — лишениями и скукой. Фактически скука в наше время создает для психиатров больше проблем, чем лишения. И эти проблемы угрожающе нарастают, так как прогрессирующая автоматизация производства, вероятно, ведет к значительному увеличению свободного времени. Беда в том, что многие не знают, что делать с этим свободным временем.

Давайте подумаем, например, о «воскресном неврозе», этом виде депрессии, которым страдают люди, осознающие отсутствие содержания в их жизни, когда натиск рабочей недели прекращается и становится явной своя внутренняя пустота. Немало случаев суицида можно было бы объяснить подобным экзистенциальным вакуумом. Такие распространенные явления, как алкоголизм и юношеская преступность,
нельзя понять, если не учитывать лежащий в их основе экзистенциальный вакуум. Это справедливо также и в отношении психологических кризисов пенсионеров и пожилых людей.

Более того, существуют разного рода маскировки и мимикрии, в которых проявляется экзистенциальный вакуум. Иногда фрустрированная потребность смысла компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную волю к власти — стремление к обогащению. В других случаях место фрустрированной потребности смысла занимает стремление к удовольствию. Вот почему экзистенциальная фрустрации часто выливается в сексуальную компенсацию. Мы можем наблюдать в таких случаях, что сексуальное либидо становится чрезмерно активизированным и агрессивным, заполняя экзистенциальный
вакуум.

Депривация и одиночество. Самонаблюдения лиц, пребывающих в условиях одиночества, свидетельствуют о том, что фактор изоляции может существенным образом изменять психическое состояние людей. Известный русский психиатр П. Б. Ганнушкин еще в 1904 году отмечал, что реактивные психические состояния могут развиваться у людей, по тем или иным причинам оказавшихся в условиях социальной изоляции. Ряд психиатров описывают в своих работах случаи развития реактивных психозов у людей, попавших в социальную изоляцию вследствие незнания языка. Говоря о так называемых «психозах старых дев», немецкий психиатр Э. Кречмер в качестве одной из причин выделяет относительную изоляцию. По этой же причине реактивные состояния и галлюцинозы могут развиваться у одиноких пенсионеров, вдовцов и т. д.

Особенно отчетливо патогенное воздействие этого фактора на психическое состояние выступает в условиях одиночного тюремного заключения. Немецкий психиатр Э. Крепелин в своей классификации психических болезней выделяет группу «тюремных психозов», к которым он относит галлюцинаторно-параноидные психозы, протекающие при ясном сознании и возникающие обычно при длительном одиночном заключении.

В современной отечественной психологии одиночество относится к одному из видов «трудных» состояний. Состояние одиночества, которое может быть абсолютным или относительным, вызывается недостатком внешней стимуляции физического и социального характера. В условиях одиночества обостряется интенсивность общения с самим собой. По продолжительности, степени изоляции и по своему происхождению формы относительного одиночества могут быть самыми разнообразными. Так, например, в условиях относительного одиночества протекают многие виды профессиональной деятельности, когда общение с другими людьми становится возможным лишь периодически: летчики-истребители, водители автотранспорта, космонавты и т. д. Наиболее ярко основные черты одиночества проступают, когда человек длительное время находится в таких естественных условиях, которые ограничивают его общение с другими людьми, как, например, спелеологи, одиночки-мореплаватели.

Одиночество — это не только трудное состояние. Как своеобразная форма «социального голода», по аналогии с дозированным физиологическим голоданием, одиночество может быть и полезно, и даже
необходимо человеку как средство лечения души, восстановления себя, своей «самости», средство самосовершенствования. Человеку периодически необходимо оставаться наедине с самим собой, со своими
мыслями и чувствами, сомнениями и тревогами.

В условиях групповой изоляции наблюдаются четыре симптома, которые были первоначально зафиксированы у зимовщиков в Антарктиде: так называемый «зимовочный синдром», состоящий из депрессии, враждебности, нарушений сна и ослабления познавательных способностей.

Существует ряд условий, способствующих успешному перенесению индивидуальной изоляции. Это прежде всего максимально возможная включенность в целенаправленную деятельность, высокая адекватная мотивация, четкое осознание необходимости решения задач исследования или путешествия как своих личных. Одиночество легче переносят люди, хорошо информированные о возможных психических состояниях, «ориентирующиеся» в реакциях организма и самочувствии в условиях изоляции, знающие способы самоорганизации жизнедеятельности в этих условиях. Ситуация изоляции является, таким
образом, стрессовой и экстремальной для индивида настолько, насколько он сам ее воспринимает как таковую. Индивидуальная изоляция в лабораторных условиях содержит в себе все признаки одиночества: сенсорную депривацию, социальную депривацию и фактор «заключения».

Сенсорная депривация. Термин «депривация» (deprivation, или соотв. privation) обозначает потерю чего-либо, лишение из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. В том случае,
когда речь идет о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей, используются в качестве равнозначных термины «психическая депривация», «психическое голодание», «психическая недостаточность». Й. Лангмейер и 3. Матеичек дают следующее определение психической депривации: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных
ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

Под психическим состоянием авторы понимают «ту актуальную душевную действительность, которая возникает путем определенного специфического процесса (вызванного стимульным обеднением) и которая является основой или внутренним психическим условием определенного специфического поведения (депривационных последствий)». И. Лангмейер и 3. Матеичек вводят в этой связи понятие «депривационной ситуации» — такой жизненной ситуации, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.

Авторы говорят также о «депривационном опыте» — термин, под которым понимается лишь то обстоятельство, что индивид уже ранее подвергался депривационной ситуации и что в каждую новую подобную ситуацию он будет вследствие этого вступать с несколько видоизмененной,
более чувствительной или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

Социально-психологические последствия депривации — это страх перед людьми, который сменяется многочисленными непостоянными и недифференцированными отношениями, в которых проявляется
назойливость и неутолимая потребность внимания и любви. При этом сексуальные проявления бывают либо аутистического характера, либо отличаются неконтролируемым и недифференцированным характером. Проявления чувств характеризуются бедностью и нередко явной склонностью к острым аффектам и весьма низкой фрустрационной толерантностью. По мнению авторов, основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т. е. эмоциональная, аффективная депривация.

Сенсорная депривация связана со снижением интенсивности и уменьшением разнообразия притока раздражителей, поступающих из внешней среды. И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств. С влиянием измененной афферентации на психическое состояние людей в массовых масштабах столкнулись авиационные врачи в период второй мировой войны. У летчиков во время полетов появлялось сонливое состояние и чувство апатии, сопровождающееся пе-реживанием физического «отрыва» от земли. Чувство «оторванности», «отрешенности» в некоторых случаях сопровождалось дезориентацией в пространстве и развитием галлюцинаций. Исследования по строгой сенсорной депривации показали, что многие здоровые люди ее не выдерживают: приходится прекращать опыт. Исследователями описан ряд психических нарушений, охватывающих все сферы психической деятельности (А. А. Леонов, В. И. Лебедев, 1975).

В условиях экспериментальной сенсорной депривации наиболее часто отмечаются различные обманы чувств. Поступающие из внешнего мира сигналы попадают не на «чистую доску» наших восприятий, а на готовую программу встречи и реагирования. Процесс отражения, по А. Н. Леонтьеву (1965), является «результатом не воздействия, а взаимодействия, т. е. результатом процессов, идущих как бы навстречу друг другу. Один из них есть процесс воздействия на живую систему, другой — активность самой системы по отношению к воздействующему объекту».

Сенсорная организация человека приспосабливается в процессе жизненного опыта к ориентации в таких условиях, где раздражители в большинстве случаев обладают достаточно ясной для их распознавания
информативностью. В тех случаях, где информативная характеристика бывает недостаточна для их узнавания (например, в самом начале какого-либо патологического процесса, который манифестирует
недифференцированным ощущением неясного дискомфорта), человек имеет возможность интерпретировать неопределенный раздражитель проективно, приписывая ему то или иное значение в соответствии с актуальной доминирующей мотивацией (подобный механизм, вероятно, лежит в основе феномена ипохондрии). Вследствие крайней ограниченности периферического звена восприятия (ощущения) баланс соотношения центрального и периферического компонентов восприятия перемещается в сторону не уравновешенного ощущением центрального звена (представления). Представления, не корригируемые подтверждающими дополнительными сигналами, отождествляются с образом предполагаемого объекта и приводят человека к уверенности в том, что он подлинно воспринял, узнал то или иное явление, предмет и т. д. (А. А. Леонов, В. И. Лебедев, 1975). Можно также предположить, что «недогруженная» ощущениями нервная система в условиях сенсорной депривации может сама продуцировать образы, которые расцениваются как продуктивная психопатологическая симптоматика Другой формой обмана чувств, также часто встречающихся в условиях изоляции, являются эйдетические представления, когда в сознании всплывают яркие, интенсивные образы, наполненные живым чувственным содержанием, эмоционально окрашенные, с отчетливыми конкретными деталями. В обычной обстановке, отмечают А. А. Леонов и В. И. Лебедев, яркость образных представлений подавляется многочисленными реальными раздражителями и представления на этом фоне кажутся бледными и неотчетливыми. В условиях же сенсорного голода поток ассоциативных представлений вызывает яркие образы, компенсирующие ограниченность и монотонность объектов внешней среды.

В условиях болезни, по-видимому, снижение интереса к внешним событиям закономерно сопровождается повышением интенсивности и яркости внутренних ощущений, связанных с функционированием тех или иных органов и функциональных систем. Еще одну группу необычных психических состояний в условиях сенсорной депривации составляет изменение самосознания. Так, в условиях изоляции люди часто персонифицируют неодушевленные предметы и разговаривают с ними. Наедине с самим собой человек имеет интериоризированную (перенесенную вовнутрь, в план умственного действия) аудиторию, к которой он обращает свои мысли и чувства. Если в обычных условиях человек ведет беседу с «интроектами», т. е. с интериоризированными друзьями, оппонентами и т. д. про себя, то в условиях изоляции этот разговор с самим собой начинает выражаться в форме устной или письменной речи.

В работах американских исследователей отмечается, что сенсорная депривация оказывает разрушительное влияние на работоспособность, целеустремленность, вследствие чего испытуемые часто отказываются от дальнейшего пребывания в условиях изоляции. Ряд авторов отмечают развитие таких эмоционально-негативных состояний, как депрессия, апатия, эмоциональная неустойчивость с импульсивностью
и нарушением эмоционального самоконтроля, а также возникновение чувства эйфории — состояния повышенного настроения с оттенком безоблачной радости, блаженства в сочетании со снижением
самокритики.

Многочисленные наблюдения за людьми, находящимися в условиях сенсорной депривации, показывают, что если все необычные психические состояния первоначально носят функциональный и обратимый характер, то с увеличением длительности воздействия этого фактора они перерастают в реактивные психозы, галлюцинозы, другие формы психических нарушений. Поэтому большую актуальность приобретает
проблема борьбы с сенсорным голодом. Социальная депривация. Социальная депривация обусловлена отсутствием возможности общения с другими людьми, либо возможностью общения лишь со строго ограниченным контингентом людей. В этом случае человек не может получить привычной социально значимой информации, не может реализовать чувственно-эмоциональные контакты, которые возникают при общении с другими людьми.

Характеризуя недостаточность сенсорного притока, известный американский психотерапевт Э. Берн вводит такое понятие, как «структурирование времени». «Структурный голод столь же важен для жизни, — считает он, — как и сенсорный голод. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия. Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии». Общение с самим собой и в качестве специфической психической деятельности по реальному управлению собственной личностью, и в качестве фантазии (общение «в памяти» или же «грезы на заданную тему») представляет собой способ наполнения времени (структурирования времени) деятельностью. Различными способами наполнения времени являются игровая деятельность и в особенности творчество.

Фактор «заключения». Фактор «заключения» характерен для индивидуальной изоляции. Он связан с лишением возможности свободного передвижения, соприкосновения с окружающей средой и с вынужденным нахождением в ограниченном пространстве. Существенные изменения в психофизиологическом состоянии человека происходят уже при воздействии одного лишь фактора «заключения». Изменения электроэнцефалограммы в этих условиях свидетельствуют о снижении уровня бодрствования, ухудшении возможностей мыслительной деятельности. В этом состоянии появляется чувство беспокойства, тревоги, изменяются параметры самооценки состояния. Добавление к «заключению» двух других компонентов — социальной и сенсорной депривации — увеличивает число и глубину сдвигов в психическом состоянии; воздействующие условия переносятся тяжелее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)