Контроль и экспертиза качества товаров

Под контролем качества товаров понимается проверка соответствия отдельных показателей качества товаров требованиям нормативных документов, условиям договора,
обычно предъявляемым требованиям.

Контроль качества продукции осуществляется, как правило, на стадиях ее производства, хранения, реализации, эксплуатации (потребления), технического
обслуживания и ремонта и включает следующие процедуры:

  • получение информации о фактических характеристиках продукции;
  • сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями.

Признак, по которому можно идентифицировать или различать единицы продукции, может быть количественным или качественным (альтернативным).

Контроль качества по количественному признаку предполагает измерение и запись числовых значений признака для каждой единицы контролируемой продукции и
сопоставления их с некоторой непрерывной шкалой.

Контроль качества по альтернативному (качественному) признаку основан на регистрации наличия или отсутствия некоторого признака у каждой единицы
контролируемой продукции и подсчете числа единиц, обладающих данным признаком или не обладающих им.

Результатом контроля качества продукции является выявление годной продукции (удовлетворяющей всем установленным требованиям) и брака (продукции, передача
которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов).

Если обнаруживается несоответствие фактических данных установленным требованиям, то осуществляется правовое воздействие в отношении субъекта, нарушившего
установленные требования к качеству.

В Законе РФ “О защите прав потребителей” вместо гостированных терминов “годная продукция” и “брак”, чаще всего употребляемых при контроле качества на стадии
производства, используются термины “товары надлежащего качества” и “товары ненадлежащего качества”. Причем товары ненадлежащего качества подразделяют на
товары с “недостатками” и товары с “существенными недостатками”.

Несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар
такого рода обычно используется, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, называется, в соответствии с Законом,
недостатком, а неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется
неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки – существенным недостатком.

Введение в Законе РФ “О защите прав потребителей” понятий “недостаток” и “существенный недостаток” требует определенных разъяснений. Дело в том, что уже
много лет в употреблении находятся гостированные в свое время такие термины, как “дефект”, “критический дефект”, “неустранимый дефект”, “явный дефект”,
“скрытый дефект”, “неисправность”, “допускаемое отклонение”.

Термин “дефект” предполагает “каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям” (ГОСТ 15467–79). Наличие дефекта означает, что хотя бы
один из показателей качества продукции или значение одного из параметров вышло за установленные пределы или не выполняется.

Термин “дефект” является синонимом термина “недостаток” и в договорной, арбитражной и судебной практике между ними нет различия. Термин “дефект”
рекомендуется применять при контроле качества продукции на стадии производства, а также при ее ремонте.

Необходимо различать случаи, когда в продукции имеются дефекты, а когда – допускаемые отклонения. Допускаемым считается отклонение действительного значения показателя качества от номинального значения, находящееся в пределах, установленных нормативной
документацией. При превышении предельных значений допуска, продукцию переводят в соответствующую градацию качества или брак.

Существование в нормативных документах установленных пределов допускаемых отклонений является признанием того, что отсутствие недостатков каждого признака
качества в продукции в обычных условиях физически невозможно или экономически нецелесообразно. Поэтому отсутствие недостатков можно рассматривать лишь как
некоторую желательную цель. В зависимости от наименования, размеров, степени выраженности, количества, места расположения дефектов внешнего вида и (или)
значений допускаемых отклонений показателей свойств, некоторые виды продукции в соответствии со стандартами подразделяются на градации (условные меры)
качества: сорта, группы сложности, группы качества и т. п.

Порядок определения градаций качества устанавливается в стандартах на соответствующую продукцию. Обозначается сорт цифрами (1, 2, 3 и т. д.) или словами (высший, первый, второй). Сортная продукция должна полностью соответствовать требованиям технических регламентов или обязательным требованиям других нормативных документов. Существует балльная и ограничительная система сортировки продукции.

При балльной системе сортировки каждый дефект оценивается определенным количеством баллов. Общее количество баллов, определяющее тот или иной сорт каждого
изделия и порядок подсчета баллов, устанавливается в соответствующих стандартах.

В ограничительной системе сортировки, для каждого сорта продукции устанавливается перечень допустимых дефектов с указанием их местонахождения, размеров или
количества. Термин “дефект” связан с термином “неисправность”, но он не является его синонимом, поскольку неисправность характеризует определенное состояние продукции,
при котором она может иметь один или несколько дефектов.

Термин “неисправность” применяют на стадии эксплуатации, при хранении и транспортировании. Очевидно, что термин “неисправность” не применим для
характеристики всех видов продукции, например, материалов, топлива, химических и пищевых продуктов и т. п.

“Критический дефект” – это дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

Под “значительным дефектом” понимается дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не
является критическим.

“Неустранимый дефект” – дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно. 

Анализ приведенных понятий и терминов показывает, что введенные Законом РФ “О защите прав потребителей” понятия “недостаток” и “существенный недостаток”
являются более общими и рассчитанными на широкого потребителя. Их целью является повысить ответственность изготовителя, поставщика, продавца и исполнителя за
качество товара.

Подразделение дефектов на “явные” и “скрытые” обусловливается предусмотренными нормативными документами правилами, методами и средствами контроля качества
продукции.

“Явный дефект” – дефект, для выявления которого в нормативной документации предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

“Скрытый дефект” – дефект, для выявления которого в нормативной документации не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Многие “явные” дефекты выявляются при внешнем осмотре (визуально). Однако если нормативной документацией предусмотрена проверка отсутствия какого-либо
дефекта с помощью инструментальных методов, то такой дефект относится к категории явных, несмотря на невозможность его визуального обнаружения.

В связи с использованием для выявления дефектов (недостатков) различных средств, предусмотренных нормативной документацией, различают контроль
органолептический (при котором первичная информация воспринимается органами чувств человека) и измерительный (лабораторный), основанный на использовании
различных средств измерений.

Наиболее распространенной разновидностью органолептического контроля является контроль, осуществляемый органами зрения – визуальный. К органолептическому
контролю можно отнести также технический осмотр. Органолептическим методом оценивается товарный вид продукции, консистенция, вкус, цвет, запах и т. п.

При органолептическом методе могут применяться средства контроля, не являющиеся измерительными, но увеличивающие разрешающую способность или восприимчивость
органов чувств. Недостатком органолептического контроля является его субъективность. Для доказательства соответствия продукции конкретному стандарту или
другому нормативному документу необходимо осуществление контроля, сопровождающегося измерениями.

По времени проведения контроль качества подразделяется на непрерывный, периодический (через определенный период времени) и летучий (без установления срока
проведения). Летучий контроль проводится в случайные моменты, выбираемые в установленном порядке. Эффективность летучего контроля обусловливается его
внезапностью, правила которого разрабатываются соответствующими контролирующими органами. По объему охвата контролем партии продукции различают сплошной и выборочный контроль.

Сплошной контроль – это контроль каждой единицы продукции, осуществляемый с одинаковой полнотой. Такой контроль может почти полностью исключить возможность
попадания к потребителю товара ненадлежащего качества, однако он трудоемок и дорог.

Выборочный контроль – это контроль определенного количества (выборки или выборок) продукции, отобранного из партии продукции[11 – Под партией продукции
понимают определенное количество некоторой товарной продукции одного наименования, изготовленное из одного материала, в одно время, при неизменном
технологическом режиме, оформленное одним документом о качестве.], на основании результатов проверки которой принимают решение о приемке или отклонении
партии. Выборочный контроль с распространением результатов проверки какой-то части (выборки) на всю партию продукции допускается в случае, когда это
предусмотрено нормативными документами или договором.

При проведении выборочного контроля качества товаров необходимо строго соблюдать установленные соответствующими стандартами правила отбора единиц продукции
для осмотра, испытания или лабораторного исследования. Отклонение от установленного объема и правил отбора единиц продукции может повлечь невозможность
признания доказанным факт ненадлежащего качества товаров.

Одним из основных понятий выборочного контроля является контрольный норматив – критерий для принятия решения по результатам контроля. Для контроля по
альтернативному (качественному) признаку контрольный норматив выражается через число несоответствующих единиц продукции.

Стандартами предусматриваются два контрольных норматива – приемочное и браковочное числа.

Приемочное число представляет собой наибольшее число несоответствий или несоответствующих единиц в выборке, при котором допускается приемка партии.

Браковочное число – наименьшее число несоответствий или несоответствующих единиц в выборке, при котором партия должна быть отклонена.

Величина контрольных нормативов зависит от установленного в стандарте значения приемлемого уровня качества и объема выборки. Различают следующие виды выборочного контроля: одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый контроль. Под одноступенчатым контролем понимается  выборочный контроль, при котором решение о приемке или отклонении партии принимают на основе результатов контроля, получаемых из одной выборки заранее определенного объема. При двухступенчатом выборочном контроле после контроля первой выборки объема n принимают решение о приемке, отклонении партии или отборе второй выборки объема n для принятия решения о приемке или отклонении партии в соответствии с определенными правилами.

Многоступенчатый контроль представляет собой выборочный контроль, при котором после контроля каждой выборки принимают решение в соответствии с определенными
правилами о приемке, отклонении партии или отборе следующей выборки, причем правила принятия решения основаны на накопленных данных всех выборок партии.

Отбор образцов оформляется актом отбора образцов, а результаты контроля качества товаров – актом приемки товаров по качеству. 

Контроль качества подразделяется на внутрипроизводственный, ведомственный и государственный инспекционный.

Внутрипроизводственный контроль осуществляется на предприятиях промышленности службами технического контроля – ОТК. Главной задачей ОТК является
предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям: нормативных документов, утвержденным образцамэталонам, условиями договора
поставки, проектно-конструкторской и технологической документации.

Внутрипроизводственный технический контроль охватывает все стороны производственного процесса. ОТК осуществляет: входной контроль поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий; операционный контроль (контроль во время выполнения или после завершения технологической операции);
приемочный контроль готовой продукции.

В соответствии с действующим законодательством предприятие может реализовать лишь продукцию, принятую ОТК или изготовленную лицами, работающими в условиях
самоконтроля. На продукцию должны быть оформлены сертификат, декларация о соответствии, паспорт и другие документы, удостоверяющие ее соответствие
установленным требованиям.

Контроль качества в торговле, осуществляемый по договорам поставки и купли-продажи проводится товароведами на следующих этапах:

  • при поступлении товаров в оптовые и розничные торговые предприятия;
  • при подготовке товаров к продаже.

На первом этапе контроль проводится с целью принятия решения относительно качества поступившей партии. Правила приемки партий продукции устанавливаются
стандартами на группу однородной продукции, где отражается вид контроля качества (сплошной или выборочный), количество отбираемых для контроля изделий (при
выборочном контроле), порядок отбора, приемочные и браковочные числа.

В случаях поставки продукции ненадлежащего качества, некомплектной или более низкой градации качества (сорта, группы сложности и т. п.), чем указано в
документе, удостоверяющем ее качество или в договоре, торговое предприятие вправе применить к изготовителю (поставщику) меры правового воздействия в
соответствии с действующим законодательством.

На этапе подготовки товаров к продаже розничные торговые предприятия осуществляют сплошной контроль качества с целью недопущения к продаже товаров, не
отвечающих установленным требованиям. Этот контроль должен осуществляться на складе магазина и предшествовать подаче товара в торговый зал. Ведомственный
контроль осуществляется на отраслевом уровне управления – министерствами и ведомствами. Этот вид контроля включает как собственно контроль качества
продукции, так и контроль за деятельностью подчиненных предприятий и организаций по контролю качества.

Министерства организуют и осуществляют ведомственный контроль через свои органы и службы – инспекции по качеству (управления контроля качества) и службы
стандартизации.

Государственный инспекционный контроль за качеством продукции осуществляют органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Роспотребнадзор) и другие государственные органы, наделенные в соответствии с действующим законодательством административно-властными
полномочиями в области контроля за безопасностью продукции и сертифицированной продукцией.

Под экспертизой качества товара понимается логическое и (или) экспериментальное исследование товара, осуществляемое по установленным правилам экспертом
(группой экспертов) в целях установления химического состава, свойств и (или) характеристик товаров, наличия дефектов, их вида, причин их происхождения или
решения других вопросов, в условиях неопределенности или наличия разногласий между покупателем и изготовителем, торговым предприятием (индивидуальным
предпринимателем) или предприятием бытового обслуживания.

Экспертиза может проводиться по заявлению потребителей (физических лиц), заявкам организаций и предприятий, по решению суда, прокуратуры, таможенных и других
органов.

Как правило, экспертизе качества предшествует идентификационная экспертиза, которая проводится с целью определения принадлежности товара к однородной группе
или классификационной группировке (код ОКП, код ТН ВЭД), партии, марке товара, изготовителю, продавцу, информации в товаросопроводительных документах и т. п.

Объектами экспертизы качества могут выступать образцы товара, имеющие явные признаки недоброкачественности, образцы товаров, не имеющие документов,
подтверждающих их соответствие установленным требованиям, сопроводительной информации или не соответствующие представленной информации и в отношении которых
имеются обоснованные подозрения в их фальсификации, а также товар, находившийся в эксплуатации у потребителя определенное время, в течение которого
потребителем был выявлен недостаток.

Экспертиза качества товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями, органами государственного контроля и надзора и является
дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов, которые должны удовлетворять следующим требованиям: обладать профессиональной,
метрологической и процессуальной компетентностью и наличием необходимого практического и исследовательского опыта в соответствующей области; логическим
мышлением и научной интуицией, сенсорными способностями, заинтересованностью в объективных результатах экспертизы и независимостью суждений.

Срок проведения экспертизы, как правило, устанавливается по согласованию с заявителем после предварительного ознакомления эксперта с представленными
материалами.

Срок проведения экспертиз в соответствии со ст. 21 Федерального закона “О защите прав потребителей”, связан со сроками замены товара ненадлежащего качества в
течение двадцати дней со дня предъявления соответствующего требования.

Изделия и материалы могут предъявляться на экспертизу как в упакованном и опечатанном, так и в открытом виде, по усмотрению органа, представившего эти
изделия и материалы.

Необходимые измерения, испытания товаров, должны осуществляться в соответствующих аккредитованных испытательных лабораториях.

Эксперт направляет образцы в аккредитованную испытательную лабораторию с сопроводительным письмом, в котором должны быть отражены: наименование продукции,
перечень показателей, по которым следует провести испытания, с указанием нормативной документации на методы испытаний.

В случае невозможности проведения экспертизы изделия или материала неразрушающими методами необходимо иметь на разрушение образцов (для измерения физико-
химических и физико-механических показателей) письменное согласие заявителя или органа, назначившего экспертизу. При этом следует обеспечить минимальное
нарушение целостности исследуемого материала в целях сохранения его первоначального вида в качестве вещественного доказательства.

Результаты испытаний оформляются протоколом испытаний по установленным правилам. Протокол испытаний подписывается сотрудниками лаборатории, проводившими
испытания, утверждается начальником испытательной лаборатории и заверяется печатью.

Эксперт профессионально оценивает выявленные в процессе исследования факты, формулирует обоснованные выводы и оформляет экспертное заключение.

Судебная экспертиза изделий, предъявленных в установленном порядке в госинспекцию, производится комиссией в составе трех человек. Комиссия назначается
начальником госинспекции и возглавляется главным (ведущим) экспертом или начальником лаборатории.

Арбитражные пробы, отобранные представителями конфликтующих сторон, согласно ГОСТу или техническим условиям (ТУ), опечатываются и в сопровождении
соответствующего акта направляются в госинспекцию. Результаты экспертизы оформляются актом экспертизы по установленной форме. По завершении экспертизы лицо, возглавляющее комиссию, проверяет обоснованность выводов экспертов и правильность оформления акта экспертизы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)