Контроль в государственном и муниципальном администрировании

Эффективность государственного и муниципального администрировании во многом определяется высокой требовательностью, систематическим и действенным контролем исполнения должностных полномочий. Контроль, как одна из функций управления процессами является эффективным средством укрепления дисциплины, законности, целесообразности, эффективности использования предоставленных должностных полномочий, единства принятого решения и его своевременного и качественного исполнения, в соответствии с поставленной целью.

Государственной Думой РФ обсуждается Федеральный законопроект №332053—7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который кардинально меняет сущность, принципы, методы, подходы, процедуры осуществления государственного и муниципального контроля.

Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, осуществляемый в пределах установленных полномочий, имеет принципиально новый вектор. Согласно новому подходу, заложенному в законопроекте, деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена:

  • на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;
  • систематический анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований;
  • организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Закон должен принципиально изменить ситуацию, задав новую единую систему оценки эффективности, во главу угла которой должна быть поставлена не карательная функция, а получение социально-экономического эффекта, среди которых можно отметить снижение реального ущерба от негативных отклонений, снижение смертности, снижение вреда здоровью, снижение ущерба имуществу и т. д. Новый подход к оценке результатов деятельности каждого контрольно-надзорного органа определяет перечень измененных функций:

  1. Информационная, заключается в том, что субъект управления осуществляя контроль своевременно получает сведения о состоянии процесса выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления.
  2. Аналитическая, заключается в том, что контроль влияет на оценку складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.
  3. Организационная, заключается в том, что с помощью контроля и на основе его результатов осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков.

Порядок организации государственного и муниципального контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности должен осуществляться на основе административных регламентов, переработанных в соответствии с обозначенными функциями.

Эффективный контроль, являясь неотъемлемой частью государственного и муниципального администрирования, в первую очередь, направлен на своевременную, обоснованную корректировку принятых ранее планов и решений, а не на наказание за упущения и ошибки.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к контролю, являются:

  1. Объективность, которая выражается в беспристрастности тех, кто выполняет функции контроля
  2. Действенность, что означает незамедлительную реализацию результатов контроля
  3. Эффективность, которая отражает реальную отдачу результатов контроля, улучшение состояния организационной деятельности, предупреждение провалов и просчетов
  4. Систематичность означает, что контроль должен осуществляться на всех этапах управления и способствовать успешному решению задач, стоящих перед объектом государственного управления
  5. Гласность означает, что непременным условием успешной работы организации (подразделений, сотрудников) является доведение результатов контроля до проверяемых объектов управления.

Каждый план стратегического развития включает не только перечень мероприятий, необходимых для выполнения, он включает такие важнейшие параметры как конкретные сроки исполнения, ответственных и обеспеченность необходимыми ресурсами. Следовательно, предметом контроля являются:

  • контроль отклонений от намеченных целей в ходе реализации решений и поиск их причин;
  • контроль за соблюдением важных характеристик реализуемого решения;
  • контроль за соблюдением своевременного исполнения (соблюдение сроков);
  • контроль за выполнением ответственными возложенных на них полномочий и их законность;
  • контроль за эффективностью использования ресурсов, востребованных в ходе реализации решений.

Следует разделять контроль как по ветвям власти, так и по уровням власти (государственный контроль и контроль, осуществляемый органами местного самоуправления).

В таблице 1 рассмотрены виды контроля, классифицированные по субъектам государственного и муниципального управления и контрольные полномочия, обоснованные нормативными правовыми актами.

Таблица 1 – Контроль в государственном и муниципальном администрировании

 

Для осуществления контрольных полномочий в органах власти всех уровней создаются специализированные структурные подразделения.

Президентский контроль осуществляется по отношению к деятельности всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

С целью осуществления президентского контроля создан институт полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнительной власти, а также по упорядочению законодательства субъектов РФ в части его согласования и устранения расхождений с федеральным законодательством.

К субъектам президентского контроля относятся структурные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, реализующие контрольную функцию, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции (ФСБ, ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонном заказу, ФС по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба исполнения наказания, ФС судебных приставов, ФМС)

Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии осуществляют контроль за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные внебюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности, если они получают, используют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью, а также, если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет руководителям органов власти информацию для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев, обязательные для исполнения предписания. В случае необходимости материалы проверки Счетная палата направляет в органы прокуратуры.

Правительственный контроль – контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального, регионального и муниципального значения.

Федеральная служба занимается контролем и надзором в установленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Министерства РФ занимаются контролем деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Российской Федерации.

Судебный контроль наиболее полно наделен полномочиями и отмечается результативностью своей деятельности. Судебный контроль призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость. Он является наиболее формализованным, строится исключительно на правовых аргументах и осуществляется всеми видами судов. Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления необходим, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок и незаконных решений этих органов. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Муниципальный контроль. Проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным плановым или нормативным требованиям. Он ориентирован на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации, целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности.

В муниципальном администрировании контрольный орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования, в соответствии с его уставом.

Важную роль в муниципальном администрировании отводится административному контролю, который осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль над действиями подчиненных на предмет их законности, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, изменять или отменять решения, принятые подчиненными. В тексте каждого принятого решения должны быть указаны ответственные за исполнение, сроки исполнения и лицо, ответственное за контроль исполнения.

Общий контроль над исполнением решений в администрации обычно осуществляет руководитель аппарата. Администрация муниципального образования обязана обеспечивать не только внутренний контроль выполнения своих решений, но и контроль выполнения решений гражданами, предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории. Законом Российской Федерации предусмотрен и общественный контроль в муниципальном образовании, однако, как показывает практика, пока он не выполняет в должной мере свою функцию.

Общественный контроль осуществляется гражданами, общественными организациями и движениями путем обращения в органы местного самоуправления, в государственные, судебные и другие органы. Общественный контроль позволяет выявлять незаконные или наносящие ущерб гражданам действия местных властей. Устав муниципальных образований предусматривает право граждан на участие в обсуждении проектов городских нормативных правовых актов, проектов планов и программ социально-экономического развития территорий, бюджетов, участие в заседаниях представительного органа и его комиссий и др.

Однако механизмы реализации этих прав обычно отсутствуют. Между тем общественный контроль и общественная экспертиза деятельности органов муниципального администрирования необходимы по самому широкому спектру вопросов как на стадии разработки планов и проектов, так и на стадии их реализации.

Контроль над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности осуществляют уполномоченные федеральные службы финансового, санитарно-эпидемиологического, земельного, экологического, водного, рыбного, лесного и др. контроля и надзора.

В рамках своей компетенции федеральные службы вправе: направлять органам и должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных на них задач; при выявлении нарушений или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствующие предписания; издавать и направлять органам и должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие); вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления не выполнят в установленные сроки направленных им рекомендаций.

Прокуратура Российской Федерации – это самостоятельный государственный орган, не относящийся ни к одной из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 17.01.1992 №2202—1 (в ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» она является независимым государственным контрольно-надзорным органом, осуществляющим надзор в том числе за правоохранительной деятельностью.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Таким образом, для повышения эффективности контрольной деятельности над государственным и муниципальным администрированием необходимо последовательное продолжение модернизации законодательства, как основного механизма контроля и надзора, проведение систематизации и регламентации, с ужесточением административной ответственности за нарушения в области контроля и надзора, внедрение «надзорных каникул», подразумевающее ограничение плановых проверок при продолжительном отсутствии нарушений, а также пересмотр методов оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов и оценки рисков для проведения мероприятий с целью широкой ориентированности на все заинтересованные общественные группы (государство, общество, бизнес).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)