Кризис новорожденности

Первый период в жизни человека — новорожденность (от рождения до одного-двух месяцев). Это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от биологического к социальному типу развития. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся резким изменением условий жизни: холод (при отсутствии системы терморегуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания.

О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетельствует потеря ребенком в течение первых дней первоначального веса. Медицинский критерий конца кризиса новорожденности принято связывать с тем моментом, когда ребенок после потери веса, наберет первоначальный вес с которым он родился (примерно через 7— 1 дней после рождения). Новорожденный совершенно беспомощен, у него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно, он полностью зависит от взрослого человека.

С точки зрения Л.С. Выготского, новорожденность — это промежуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.

О переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют:

  • питание ребенка — он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» — сосать;
  • недостаточная дифференциация сна и бодрствования — ребенок 80 % времени проводит во сне, однако сон его носит беспокойный, прерывистый и поверхностный характер; короткие периоды сна чередуются с островками бодрствования; большую часть времени он находится в состоянии дремоты;
  • эмбриональная поза — ребенок находится в этой внутриутробной позе во время сна и бодрствования;
  • двигательные особенности — многие рефлексы новорожденного атавистические, исчезающие через несколько месяцев;
  • недоношенность или переношенность (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие.

Л.С. Выготский говорит о «рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного», которая представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, влечения, ощущения), ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода является становление индивидуальной психической жизни новорожденного.

У новорожденных была обнаружена способность к подражанию, например они высовывают язык, открывают рот в ответ на соответствующее поведение матери.

Сенсорные способности новорожденных. Относительно взрослых стандартов зрение новорожденного очень бедно: у них значительно ниже точность детализации пространства, движения глаз новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние, т.е. только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе, удаленные объекты имеют весьма неясные очертания, слабо развита функция управления конвергенцией глаз.

Новорожденные способны воспринимать свое окружение. Они явно предпочитают смотреть на сложные узоры, их особенно привлекают края и контуры объектов. Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу: они очень рано начинают распознавать лицо матери.

Исследование Дж. Уолтона и Т. Бауэра показало, что уже через семь часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека. По мнению ряда исследователей, вероятно, что в течение первых часов после рождения существует сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и проявляет особую готовность запечатлеть индивидуальные черты лица своей мамы.

Слуховая система новорожденных развита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Однако они предпочитают голоса в женском диапазоне голосам мужским. Новорожденные особенно чувствительны к звукам речи, человеческому голосу: они предпочитает песню, исполненную женским голосом, той же мелодии, сыгранной на музыкальном инструменте.

Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин, это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Зрительная и слуховая системы с самого рождения функционируют в тесной взаимосвязи и координации друг с другом.

Новорожденные также способны к локализации источника звука: они уже в первые дни жизни поворачивают глаза в направлении звука. Был проведен следующий эксперимент: исследователь потрясал двумя погремушками с обеих сторон от новорожденного младенца, причем только одна погремушка производила звуки. Новорожденные предпочитали смотреть в сторону звучащей погремушки.

Тактильные ощущения хорошо развиты у новорожденных. Они реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль.

Органы вкуса и обоняния также функционируют с самого рождения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кислое (лицевая реакция — «возмущение») и сладкое (выражают удовольствие). Новорожденные демонстрируют такую же лицевую экспрессию отвращения или удовольствия, когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). С шестидневного возраста новорожденный способен распознавать запах грудного материнского молока и отличать его от запаха другой женщины.

Важные события в психической жизни новорожденного — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на второй-третьей неделе и выражается в том, что резкий звук (а позже — на третьей-четвертой неделе — и голос человека) вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, возникающее на третьей — пятой неделе, внешне проявляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

На этой основе к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Например, в экспериментах по научению новорожденных приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика и вправо на звук звонка, подкрепляя каждый успех бутылочкой молока. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность образования условных рефлексов на отдельные раздражители (примерно на 14— 21 день) служат физиологическим критерием конца новорожденности.

К четвертой-пятой неделе младенец начинает улыбаться в ответ на изображение человеческого лица и на голос, обычно на лицо и голос мамы. До третьей недели окружающим не удается поймать взгляд ребенка, он кажется погруженным в себя. К третьей неделе происходит первый глазной контакт: младенец в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим, обычно через одну-две недели, появляется первая улыбка.

Улыбка — первая социальная реакция ребенка, знаменующая начало собственной психической жизни, как момент дифференциации, своеобразного обособления, и в то же время как начало образования связи «ребенок — взрослый», становления у ребенка потребности в общении. Первая социальная улыбка представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности, начало нового периода — младенчества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)