Кризис рождения

  1. Пренатальная педагогика
  2. Кризисный, переходный периодом

В настоящее время происходят горячие дискуссии по поводу психи­ческой жизни ребенка в утробе матери. Некоторые врачи и психоло­ги приписывают еще не родившемуся ребенку вполне сознательные человеческие переживания. Появилось даже специальное направле­ние — пренатальная педагогика, задача которой состоит в организа­ции наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий. К этим воздействиям относится преимуще­ственно музыка. Предполагается, что прослушивание мамой хорошей классической музыки будет способствовать интенсивному и эффективному внутриутробному развитию психики младенца. Сейчас трудно говорить о правомерности этих предположений, поскольку никаких четких научных подтверждений (впрочем, как и опровержений) они не получили. И хотя говорить о сознательных эстетических пережива­ниях эмбриона трудно, элементарная чувствительность у еще не ро­дившегося ребенка, несомненно, есть. Он чувствителен к вестибуляр­ным раздражителям при движениях матери, которые как бы укачивают его (замирает и перестает двигаться), а в состоянии покоя возобновля­ет движения ручками и ножками. У него есть элементарная зрительная чувствительность. Слуховой аппарат ребенка также функционирует задолго до того, как он появляется на свет. Еще в утробе он слышит все звуки материнского голоса, улавливает биение сердца матери, реаги­рует на звуки, приходящие извне. Но вся эта достаточно богатая чув­ствительность как бы преломляется через тело матери. Внутри мате­ринского лона малыш надежно защищен от всех резких и сильных воздействий внешнего мира, которые приходят к нему «смягченны­ми», «укрощенными», прошедшими через мягкий экран материнского живота.

Но в какой-то момент мгновенно, без всякого перехода привычный и безопасный мир рушится. Ребенок выталкивается из него и внезапноощущает бурный поток сильных, острых и незнакомых воздействий. Вот как драматично описывает момент рождения Е. В. Субботский: «Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжи­мает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрь­мы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его…

«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта тра­гическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм — разве все это не говорит, не кричит нам: «Не тро­гай меня, не трогай меня!» — и в то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за поро­гом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», — скажете вы. И тем не менее, не то же ли испытывает ре­бенок, впервые увидевший свет?» (Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – СПб., 2005. – С. 12-13).

Конечно, в этом художественном описании страдания новорожден­ ного чересчур драматизированы и психологизированы. Но доля правды в нем есть. Рождение — эти всегда резкий переход к новому, поэтому этот момент и весь следующий за ним период новорожденное™ явля­ ются кризисным, переходным периодом.

При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое суще­ствование малыша. До рождения ребенок и мать слиты в одно целое. Температура тела ребенка равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий. Все начинается с первого самостоятельного вдоха.

Во внутриутробный период функции легких выполняет плацента — особая ткань, с которой тело эмбриона (фоэтуса) соединено пуповиной. Мать дышит за ребенка. В момент рождения ребенку грозит большая опасность — гипоксия (недостаток кислорода). Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к ней. Малейший недостаток кислоро­да— и жизнь под угрозой. Но природа предусмотрела специальное устройство, чтобы избежать гипоксии. Малыш, рождаясь, получаетки­ слород сразу по двум каналам — через пуповину и через легкие. После рождения пуповина продолжает «работать» в течение 4- 5 минут. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жиз­ни младенца. В первые минуты кровеносная система младенца готовит­ся к тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабженный кислородом через пуповину, он начинает дышать. Конечно, первый вздох — это всегда «ожог». Но после первого крика дыхание обычно устанавливается, становится чаще, свободнее, глубже. Постепенно пу­повина перестает биться, она отслужила свое, теперь ее можно отре­зать.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологиче­ски «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершен­но необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее серд­ца — все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры. Между тем в отечественных роддомах долгое время было принято от­деление новорожденного от матери. В последнее время многие родиль­ные дома в нашей стране и за рубежом не разлучают младенца с ма­терью, и с первых мгновений своей жизни малыша встречают мягкие, нежные руки, знакомый голос, тепло родного тела. Здесь, на животе и на руках матери все «пригнано» к ребенку, все «ждет» его, именно здесь его место в этом мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)