Крушение колониальных империй и образование независимых государств

Наряду с усилившимся процессом интеграции, сближения народов в мире интенсивно развивался и процесс образования национальных государств, сопровождавшийся разрушением мировых колониальных империй.

Рост национального сознания прежде отсталых народов пришел в противоречие с системой опеки, устанавливаемой колониальными державами. Народы колоний и стран, опутанных кабальными соглашениями (почти колоний), больше не желали мириться с превращением своих стран в источник сырья, рабочей силы и рынок сбыта готовой продукции. Протест выразился в требовании самостоятельности и создания собственной государственности. Первая мировая война и подъем революционного движения в мире нарушили стабильность и более или менее ровное течение мирового исторического процесса, стали тем пусковым механизмом, который привел в действие рост национально-освободительного движения и обозначил кризис колониализма.

В 1918–1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока проходили широкие народные выступления под национальными лозунгами. В это же время были осуществлены меры по корректировке системы колониального управления, выразившиеся, в частности, в расширении представительства местного населения в совещательных органах при колониальных администрациях. Но в то же время более существенные изменения произошли в Британской империи. В 1921 г. англо-афганский договор зафиксировал принцип независимости Афганистана. Несколько позже Англия вынуждена была формально признать суверенитет Египта, Ирака, предоставить статус доминиона Ирландии. Английские доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие добиваются признания самостоятельности в проведении своей внешней политики.

Важной вехой в преобразовании Британской империи стали Имперская конференция 1926 г. и Вестминстерский статут 1931 г. Доминионы наравне с Англией признавались автономными государственными единицами, равными по статусу, ни в каком отношении не подчиненными друг другу и свободно объединившимися в Британском содружестве наций (так официально стала называться бывшая Британская империя). Вестминстерский статут признавал, в частности, верховенство доминионов в области законодательства (законы Англии действовали в доминионах лишь с их согласия, а законы доминионов не могли быть изменены или отвергнуты британским парламентом). Генерал-губернаторы в доминионах стали назначаться по совету правительства доминиона. Роль генерал-губернатора в системе государственных органов доминиона стала схожей с положением монарха в Англии.

После Второй мировой войны наблюдался новый подъем национально-освободительной борьбы народов, который в конечном счете привел к распаду колониальных империй.

Интересно отметить, что в Британской империи (Содружестве наций), как и в самой Англии, преобразования осуществлялись в основном мирно. Так, в 1948 г. Ирландия объявила себя независимой республикой. В 1950 г. Индия официально была провозглашена «суверенной и демократической республикой». В Содружестве было упразднено и само понятие «доминион». Зато в другой крупнейшей колониальной державе – французской, как и в самой Франции, преобразования осуществлялись далеко не так мирно и сопровождались затяжными войнами – во Вьетнаме и в Алжире.

На протяжении трех следующих десятилетий после окончания Второй мировой войны от колониальной зависимости освободилось более 2 млрд человек. Однако молодые независимые государства столкнулись с большими экономическими, политическими, демографическими трудностями. В экономике этих стран отражались неравномерность развития различных отраслей народного хозяйства, неразвитость промышленности, рутинное низкопроизводительное сельское хозяйство, и вместе с тем отмечался быстрый рост населения, что вело к дефициту продовольствия, а иногда и к голоду.

Некоторые из вновь возникших государств достигли в последующие годы заметных успехов в экономическом развитии, например Южная Корея, Сингапур, Тайвань. В группу со средним уровнем экономических достижений вошли Египет, Сирия, Алжир и др. К сожалению, в большом числе освободившихся стран наблюдались низкие темпы экономического роста, отставание от передовых стран постепенно увеличивалось. Становилось очевидным, что эти страны в обозримом будущем не могут и не желают следовать западному варианту технологической цивилизации. Поиск иного пути, который бы сочетал в себе ценности Востока и Запада, выразился в активизации деятельности государства, что нередко вело к установлению тоталитарных и авторитарных режимов. Зачастую наблюдалось также заимствование чужих образцов государственности, которые, не соответствуя условиям жизни и традициям своего народа, не приживались на местной почве, имели лишь декоративное значение и порождали нестабильность, усугубляя экономические и политические трудности.

Образование КНР. С начала XX в. в Китае наблюдается рост революционных настроений, увеличивается число подпольных революционных организаций, продолжаются стихийные выступления крестьян. В 1905 г. на съезде ряда революционных организаций была создана Союзная лига, в программу которой вошли три принципа выдающегося революционера и государственного деятеля Китая Сунь Ятсена: национализм, предполагавший свержение императорской династии и восстановление независимости Китая; народовластие – учреждение республики; народное благосостояние – требование уравнительного землевладения.

Новый подъем революционной борьбы начался с восстания солдат и офицеров в Учане в 1911 г. На юге страны создается временное правительство, президентом республики избирается Сунь Ятсен, принимается временная конституция, в которой провозглашались буржуазно-демократические права. Но вскоре власть в Китае захватывает генерал Юань Шикай, который устанавливает в стране военную диктатуру. Затем власть на севере переходит в руки реакционно настроенных генералов. Одновременно развертывавшееся на юге Китая революционное движение приводит в 1917 г. к образованию военного правительства защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. А с помощью Коминтерна в 1921 г. в Китае создается и коммунистическая партия, которая вместе с партией Гоминьдан (Национальная партия), возглавляемой Сунь Ятсеном, развертывает борьбу за национальную независимость Китая, за освобождение страны от иностранного господства и улучшение положения народных масс.

Наиболее заметными событиями китайской революции после смерти Сунь Ятсена (1926 г.) были: поход революционной армии против северных милитаристов, приведший к их разгрому и взятию Пекина; разрыв Компартии с Чан Кайши, ставшим лидером Гоминьдана, а также государственное строительство гоминьдановского Китая.

По временной Конституции (1931 г.) провозглашалось вступление Китая в период «политической опеки», когда право осуществлять власть в стране предоставлялось национальному съезду Гоминьдана, а все государственные органы, в том числе и национальное правительство, были поставлены под контроль ЦИК Гоминьдана. В последующее время фактически вся власть сосредоточилась в руках представителя национального правительства, которым стал Чан Кайши. Ему, в частности, через военный комитет была подчинена армия, которой предоставлялось право вмешательства и в дела администрации.

Во время правления Чан Кайши Китай подвергся японской агрессии. Тогда в северо-восточных провинциях Китая Япония создает подчиненное себе марионеточное государство Маньчжоуго. Одновременно крепнут революционные базы и освобожденные районы, в которых управление осуществлялось Коммунистической партией. В сложившихся условиях руководство Гоминьдана вынуждено было заключить с Компартией соглашение о внутреннем мире. Однако после окончания Второй мировой войны и разгрома японского милитаризма пожар гражданской войны в Китае разгорается с новой силой. В условиях наступления коммунистической Красной Армии Гоминьдан идет на принятие сравнительно либеральной конституции (1947 г.), предусматривавшей создание избираемых Законодательной палаты и Палаты контроля. Однако время правления Чан Кайши и Гоминьдана на территории континентального Китая подходило к концу. Власть партии Гоминьдана и ее лидера, как и действие Конституции 1947 г., сохранились лишь на Тайване.

Китайская Народная Республика. Ее становление и укрепление связано с созданием Компартии Китая, образованием и развитием органов власти, управления и суда в освобожденных районах. В 1931 г. в г. Жуйцин (провинция Цзянсу) на I Всекитайском съезде Советов были образованы Центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров и Верховный суд Китайской Советской Республики (КСР). Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые образовывали свои исполнительные комитеты. В освобожденных и прифронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках ревкомов. Вскоре на II Всекитайском съезде Советов была принята Основная конституционная программа КСР, провозгласившая демократические права граждан, и в частности право всех народов на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельного государства.

В 1936 г. завершается перебазирование Красной Армии Китая из южной части страны в Северо-Западный Китай, где создается главная революционная база – пограничный район Шеньси—Ганьсу—Нинся. В Особом районе Китайской Республики, там, где позволяли условия, избирались местные исполнительные органы. При решающей помощи Советского Союза Народно-освободительная армия Китая (НОАК) внесла существенный вклад в разгром японских милитаристов на территории своей страны. В ходе последующей гражданской войны в важнейших центрах страны устанавливается революционная власть, главной опорой которой становится Народно-освободительная армия Китая.

В освобожденных районах создаются народные правительства. 1 октября 1949 г. провозглашается образование Китайской Народной Республики. Согласно принятой тогда временной Конституции, Китайская Народная Республика объявлялась «государством новой демократии». Основным принципом организации и деятельности государственных органов признавался демократический централизм с участием в делах управления государства широких народных масс. Государственный сектор в экономике выделялся в качестве основы экономического развития страны, определились пути развития государственно-капиталистического и частнокапиталистического секторов в экономике. Национальный вопрос предусматривалось решать созданием территориальных автономий.

На сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) был избран состав Центрального народного правительственного совета ЦНПС), который в восстановительный период стал высшим органом власти. Свои полномочия (законодательство, принятие бюджета, назначение на высшие государственные должности, ратификация международных договоров и др.) ЦНПС реализовывал в основном через председателя Центрального народного правительства (ЦНП), которым стал Мао Цзэдун. Положение Мао Цзэдуна в системе государственных органов КНР было особым, так как он одновременно был и Председателем ЦК Компартии Китая. Были созданы и другие государственные органы: Административный совет, Народно-революционный совет, а также Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Административный совет входил в состав ЦНП и занимал в системе государственных органов КНР положение высшего органа государственного управления, однако в него входили не все министры, и его своеобразное положение определялось тем, что совместно с ЦНПС он фактически осуществлял законодательную деятельность. Между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП. Народно-революционный совет, председателем которого был также Мао Цзэдун, руководил всеми вооруженными силами страны.

В организации органов местных народных правительств в качестве общего принципа признавалось, что они осуществляют власть наряду с собраниями народных представителей. Однако фактически народные правительства стали преимущественно единственными органами власти на местах. Здесь также продолжали действовать военно-контрольные комитеты НОАК.

В марте 1952 г. в КНР были учреждены народные трибуналы на период борьбы против трех зол – коррупции, расточительства и бюрократизма. Такие органы создавались во всех учреждениях и воинских частях от полка и выше. Трибуналы могли приговаривать к любым мерам наказания вплоть до смертной казни. Их приговоры, предусматривавшие смертную казнь или длительное лишение свободы, подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами.

По завершении восстановительного периода в КНР принимается новая Конституция (1954 г.), в основу которой была положена генеральная линия Компартии на строительство в стране социализма при широкомасштабном плановом экономическом строительстве, социалистической индустриализации и социалистических преобразованиях в сельском хозяйстве.

КНР определялась как государство народной демократии, власть в котором принадлежит Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП) и местным собраниям народных представителей. В Конституции провозглашалось равенство всех граждан перед законом, национальное равноправие; закреплялись принципы осуществления правосудия только судами, независимости судей и подчинения их только закону, а также гласности суда и обеспечения обвиняемому права на защиту.

Всекитайское собрание народных представителей признавалось единственным законодательным органом. Однако несколько позже такие права были предоставлены и Постоянному комитету (ПК) ВСНП, а с конца 50-х гг. ПК ВСНП фактически стал единственным законодательным органом страны. Конституция установила новый институт Председателя КНР, полномочия которого во многом совпадали с правовым статусом председателя ЦНП. Государственный совет, заменивший Административный совет, стал в полном объеме ведать отраслями управления. Представительные органы создавались во всех административно-территориальных единицах, однако власть на местах фактически осуществляли исполнительные органы, состав которых обычно совпадал с руководством партийных комитетов КПК. Парткомы зачастую подменяли собой судебные комитеты и коллегии прокуратур, а секретари парткомов выполняли функции судей.

В 1958–1976 гг. в КНР проводятся массовые политические кампании «большого скачка» и «культурной революции», в ходе которых ставились задачи не только многократного увеличения экономической мощи Китая («три года упорного труда – десять тысяч лет счастья»), но и борьбы «против правых буржуазных элементов», за «исправление стиля» и «социалистическое воспитание».

Что касается кампании «большого скачка», в частности строительства «народных коммун», подобных коммунам, когда-то сопутствовавшим «военному коммунизму» в большевистской России, то их негативные последствия вскоре стали очевидны. В целом политика «большого скачка» уже в начале 60-х гг. потребовала «урегулирования» с восстановлением элементов хозрасчета на предприятиях, разукрупнения коммун, повышения материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Идеологические кампании имели более длительное действие и большее значение для государства и права Китая. Первоначально острие критики было направлено против руководства некоммунистических партий и старой профессуры, но позже движение приобрело характер «чисток» в учебных заведениях, государственном аппарате, самой Компартии и означало разрушение формирующихся стабильных начал государственности и правопорядка Китая.

Руководство чистками осуществляли лидеры «культурной революции» – экстремистское крыло Компартии. Для борьбы с «правыми буржуазными элементами», за «социалистическое воспитание» использовались отряды молодежи—хунвейбины («красногвардейцы», «красные охранники»). Ими руководили специальные «комитеты поддержки левых», создаваемые при командовании больших военных округов и подчиненных им отделениях в нижестоящих округах и военных гарнизонах. Местные народные правительства и местные парткомы заменялись ревкомами, костяк которых также составляли военные. И непосредственно карательные функции осуществлялись «комиссиями по искоренению контрреволюции» – органами «пролетарской диктатуры», находившимися под контролем военных.

В 1969 г. лидеры «пролетарского штаба» культурной революции почти в полном составе вошли в состав политбюро ЦК КПК.

В течение почти двух десятилетий страну, едва оправившуюся от гражданской войны, сотрясали конвульсии «культурной революции». В ходе «чисток» и «исправления стиля» многие тысячи людей были подвергнуты репрессиям, судьбы других были поломаны «трудовым перевоспитанием» в «военно-трудовых учреждениях». Армейские порядки насаждались всюду в качестве самого лучшего, что может быть в человеческих отношениях. Культура и быт людей стали приближаться к казарменным порядкам. Тяжелые потери понесла и китайская государственность, ее правовые основы были разрушены. Ревкомам фактически придавалось положение политической основы государства. Вместе с ликвидацией поста Председателя КНР и таких государственных органов, как Государственный комитет обороны, Верховное Государственное Совещание, были крайне сужены полномочия ВСНП и ПК ВСНП.

Китайская революция… Как трудно ее сравнивать, например, с революцией во Франции или Англии. Очень много в китайской революции, растянувшейся на столь длительный период, особенного, индивидуального, исключительного – Особые районы, Северный поход, помощь Советской России, освобождение страны от иностранного гнета и оккупации, «культурная революция», «политика большого скачка», хунвейбины и т. п. Где в китайской революции можно обнаружить этап буржуазно-демократических преобразований – разве что в отдельных либеральных лозунгах и прекраснодушных фразах? Зато радикализм социально-экономических преобразований превзошел все, что когда-либо было видано в истории, в том числе большевистские «успехи» в построении светлого будущего в России. Многое в культурной революции еще не вполне ясно, отдает болью и не вполне обнажено. Все же культурную революцию в Китае, пожалуй, можно поставить рядом с военной инициативой жирондистов во Франции. Последние добились объявления войны государствам феодальной Европы, а вместе с тем получили в свои руки и власть.

«Культурная революция», кроме вульгарного рационализма с гипертрофией идеи построения идеального общества, тоже была объявлением войны, но не внешнему врагу, а своему народу, во всяком случае, значительной его части, что тоже далеко не в последнюю очередь имело целью захват власти в стране.

Однако сразу же после смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) «четверка» его ближайших сподвижников вместе с вдовой Мао Цзэдуна были отстранены от власти, и Китай постепенно вступает в период строительства регулируемой рыночной экономики. Еще по новой Конституции (1977 г.) сохранялись ревкомы, некоторые лозунги и установки «культурной революции». Но уже вскоре ревкомы были упразднены.

В ныне действующей Конституции 1982 г. не упоминаются установки «культурной революции». Конституция 1982 г. во многом повторяет основные положения первой Конституции КНР (1954 г.). Но пост Председателя КНР был отделен от командования вооруженными силами страны. Были расширены законодательные права Постоянного комитета ВСНП и Госсовета. В последующем Конституция была дополнена поправкой, легализовавшей частные хозяйства. В 1993 г. в преамбулу Конституции внесено дополнение, определившее стратегическое направление развития Китая как проведение «четырех модернизаций» (промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники) со строительством рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства. Признавалась ведущая роль государства в плановом ведении хозяйства и роль социалистической собственности в регулировании рыночной экономики.

Китайское руководство не прельстилось лозунгами «открытое общество», «приоритетное значение прав человека», а, следуя традиционной социалистической модели управления, избегая разрушительных последствий преобразований в России, постепенно и последовательно отходит от командно-административных методов хозяйствования, развивает рыночные отношения под контролем государства, совершенствует работу государственного аппарата (ротация кадров, периодическая аттестация государственных служащих и др.), осуществляет меры по либерализации государственного строя в рамках сложившейся политической системы и с учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций Китая.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)