Механизм противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе

Коррупционные риски – заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действий (бездействия) должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий. Зоны повышенного коррупционного риска представлены на рис. 1.

Рис. 1. Зоны повышенного коррупционного риска

Необходимо своевременно выявлять коррупционные риски и предпринимать меры по их снижению.

Существуют разнообразные способы выявления коррупционных рисков:

  1. Осуществление контроля за выполнением служащими требований к служебному поведению, соблюдению запретов и ограничений
  2. Осуществление проверки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
  3. Проведение социологических опросов граждан (анкетирование), в т.ч. с использованием телефона, интернета
  4. Распределение функций на нескольких служащих

Основными государственными мерами по профилактике коррупции на государственной и муниципальной службе являются:

  • антикоррупционная экспертиза правовых актов;
  • установление в качестве основания для увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы непредставления либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • введена ротация служащих руководящего звена;
  • развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции;
  • повышение прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • развитие и внедрение информационных технологий.

Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. №378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы» определяет государственную антикоррупционную политику на ближайшие два года и содержит ряд приоритетных вопросов и направлений в работе по противодействию коррупции в России.

В Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 гг. есть ряд существенных нововведений, которые необходимо отметить:

  • ежегодное проведение социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах РФ;
  • проведение общественных обсуждений (с привлечением экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции;
  • усиление контроля за деятельностью должностных лиц заказчика при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Многие факторы успешного противодействия коррупции и эффективной борьбы с ней известны и давно апробированы. Это, прежде всего, открытость органов государственной власти, прозрачность и понятность процедур принятия государственных решений, деперсонализация взаимодействия граждан и чиновников, действенные механизмы общественного контроля, независимость средств массовой информации и судебной системы, неотвратимость наказания за коррупционные деяния, снижение административных барьеров и т. д.

В связи с этим целесообразно провести криминологическую экспертизу всего действующего законодательства на предмет выявления и устранения положений, способствующих коррупции. Проведение такой экспертизы по каждому законопроекту необходимо закрепить законодательной нормой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)