Метод эксперимента

 1. Психологический эксперимент
2. Метод эксперимента
3. Психологический эксперимент
4. Формирующий эксперимент

 

 Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. С помощью данного ме­тода психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количественный анализ) позволяет де­лать некоторые выводы о его психологических характеристиках.

Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослыми пред­почитают дошкольники, экспериментатор организует различные ситуа­ции общения. В одной из них взрослый играет с ребенком в игрушки, в другой — читает книжки или беседует о чем-то познавательном, в третьей — разговаривает на личностные темы: о его отношениях с друзьями, о разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнива­ет характер поведения ребенка в этих ситуациях и выясняет, какая из них является для дошкольника более предпочтительной.

 

Описанная процедура позволяет констатировать главную форму об­щения ребенка. Подобные эксперименты называют констатирующими, поскольку они позволяют зафиксировать (или констатировать) какие- либо особенности развития ребенка.

 


Метод эксперимента оказался эффективным, экономным и нашел широкое применение в психологии вообще и в детской в частности.

 

Специфика данного метода в детской психологии заключается в том, что условия его проведения должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности.

 

Необычные лабораторные условия (например, ис­пользование новой аппаратуры, чужие взрослые и пр.) могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент в дет­ской психологии должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.

Он так и называется — «естественный эксперимент», в отличие от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением самой сложной аппаратуры. Экс­перименты с детьми эффективне е проводить в форме интересной игры или привычных для ребенка занятий: рисования, конструирования, отгадывания загадок и пр. Дети не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают, специально организованы для их изу­чения.


Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполне­ние каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения эксперимента­ тора.

Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых опре­деляются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть ка­кой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет опреде­лить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

 

Интересно
Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, посколь­ку здесь одномоментно выявляется уровень возрастного или индиви­дуального развития какого-либо психического процесса. Данная стратегия очень широко применяется в детской психологии.

 

Иногда она соединяется со способами пролонгированного, лонгитюдного исследо­вания. Первоначально у определенного числа детей проводится первый срез, через некоторое время у тех же детей по тем же методикам прово­дится второй срез, затем третий и т. д. Нередко в одном исследовании сочетаюется эксперимент и наблюдение.

Однако перечисленные выше методы (как наблюдение, так и конста­тирующий или срезовый эксперимент) позволяют лишь зафиксировать те или иные особенности поведения ребенка или степень успешности решения задач.

Но они не дают возможности выяснить, что же проис­ходит за этой наглядной, воспринимаемой картиной. Они не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка. Наблюдая, как ребенок решает задачи, мы никогда не можем понять, почему он их так решает (или не решает), и никакое пристальное наблюдение не даст ответ на эти вопросы.


Явным преимуществом в этом отношении обладает генетико-моде­лирующий, или формирующий, эксперимент. Его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспе­риментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали.

 

Интересно
Эту стратегию исследования можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей. Ее реализация предполагает использование различных путей и средств активного формирования способности, развитие которой изучается.

 

Исследователь, в зависимости от своих теоретических представлений, заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем состоят условия ее эффективного развития. За­тем, основываясь на этой гипотезе, он создает (или моделирует) эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию фор­ мирующих или развивающих воздействий.

После этого исследователь выясняет, произошли ли какие-либо изменения в той психической способности, развитие которой изучается. Таким образом проверяется гипотеза о психологических причинах и условиях психического раз­вития ребенка.

Например, психолог выдвигает гипотезу о том, что мышление маленько­го ребенка строится на основе его практических предметных действий. Чтобы проверить эту гипотезу, он специально организует практическую деятельность детей (дает им для исследования игрушки с секретом, учит обращаться с новыми предметами, специально занимается с ними прак­тической, исследовательской деятельностью и пр.).

После серии таких занятий он выясняет, произошли ли какие-нибудь сдвиги в умственных способностях у этих детей. Если да, то его гипотезу можно считать под­твержденной.


Разные виды эксперимента, как правило, сочетаются между собой в одном и том же исследовании. Сначала проводят обычный срезовый  (констатирующий) эксперимент, чтобы зафиксировать исходный уро­вень развития изучаемой способности.

Затем следует формирующий (или генетико-моделирующий) эксперимент, цель которого — полу­чить новый уровень развития способности в зависимости от исходной гипотезы. В заключение повторяется срезовый эксперимент для того, чтобы выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента. Эту заключительную процедуру обычно называют кон­ трольным экспериментом.

 

Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро раз­виваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопостав­лять те изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей — участников формирующих экспериментов и у де­тей того же возраста, живущих в естественных условиях.

 

Первая груп­па детей обычно называется экспериментальной, вторая — контроль­ной. Сравнение результатов экспериментальной группы показывает ту «прибавку», которую дают организованные в эксперименте усло­вия.


Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, то есть продолжаться в течение ряда лет с одними и теми же детьми. Так, например, многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на психическое развитие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педагогический формирующий эксперимент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)