Общая характеристика детского воображения

 В психической жизни дошкольника исключительно важную роль иг­рает воображение. На этом этапе развития оно проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как из­ начально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

В общих чертах воображение можно определить как способность к пе­рекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного наме­ка строит целостный образ. Отличительной особенностью воображе­ния является своеобразный «отлет от действительное™», создание но­вого образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возмож­ность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психо­логи объясняли по-разному.

Создатель психоанализа 3. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удоволь­ ствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Ж. Пиаже. Исход­ ной точкой развития ребенка он считает мышление, не направленное на действительность, то есть миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реа­листическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в бо­лее позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалисти­ческого мышления тем, что оно:

  •  подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
  •  направлено на собственное удовольствие, а не на реальную дея­ тельность в окружающей действительности;
  •  является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное по­строение, мечта является более первичной формой, чем мышление, на­правленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мышление имеет дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потреб­ностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинатор­ного удовольствия от воображаемой пищи. Удовольствия ребенка не­ разрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.

Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л. С. Выготский, мощный шаг в раз­витии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недо­развитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (то есть больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впе­чатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не сов­падает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображе­ния, как и мышления, является речь. Воображение становится возмож­ ным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а ре­зультатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложным является вопрос о богатстве или бедности детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче, чем взрослого человека. Действительно, дети фантази­руют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумы­ вают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям  человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе за­имствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение PI перекомби­ нация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персона­жей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похо­жую на реальность.

Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, которым помешается у него в кармане, но на котором все живое и все «взаправду»; а другой собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реаль­ного опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше.

Ребенок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизнен­ным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно боль­шую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и до­пускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у ре­бенка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспи­тательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разные при­думанные персонажи: Бабу-Ягу или Змея-Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выду­ манной Бабы-Яги и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба-Яга летит!» — вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Мно­гочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом воз­расте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта вооб­ражения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ре­бенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совер­шенно реальные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)