Общая характеристика преобразований

XX в. стал продолжением Нового времени. Начавшись с революций в Англии и Франции, войн Кромвеля и Наполеона, войной за независимость североамериканских колоний Англии, Новое время продолжилось в XX в. не только раскрепощением личности, колоссальными успехами научно-технического прогресса, материального производства, значительным увеличением населения земного шара, но также и мировыми войнами, «холодной войной» с разделением мира на враждующие блоки, наконец, подвело человечество к грани экологического кризиса.

Новая идеология, обоснованная французскими просветителями, утверждая веру в человека и безграничные возможности разума, породила и идейные течения XX в. «Свобода, равенство, братство», оттесняя традиционные религии, не только вызволяли человека из пут Средневековья, но и подвели к гильотине и якобинскому террору, газовым камерам и концлагерям. Представления о построении государства и мирового сообщества на началах общественного договора, международного права и справедливого порядка начинают подменяться идеей свободы без нравственных устоев и Бога, т. е. правом силы.

В своем развитии новая идеология получила воплощение в марксистской теории социальной справедливости и равенства с освобождением народов от эксплуатации, в фашистских идеях о высшей расе. Как в том, так и в другом случаях интересы личности должны были подчиняться «коллективному разуму» господствующих партий и государства. Наоборот, в западных либеральных теориях приоритет стал отдаваться правам и свободам отдельного человека, демократии; утверждались идеи «открытого общества» с устарелостью государственных суверенитетов. Не раз, однако, случалось, что человеческое, гуманистическое содержание новой идеологии в практической деятельности государств до неузнаваемости искажалось. И либеральная демократия зачастую оборачивалась проявлениями крайнего индивидуализма, свободой порнографии, «мягких» наркотиков, «регулируемой демократией», подчиняемой власти капитала, а то и «отрицанием всякой идеологии» с утверждением идеологии вседозволенности, культом силы, безграничного обогащения и максимального потребления.

Революции (надлом – «переломный возраст») при переходе к более высокому состоянию со сменой ценностных ориентиров сопровождались непомерным преувеличением сил и возможностей «раскрепощенного разума», его способности построить идеальное общество и изменить мир, а также кризисом и смутой, особенно прискорбными человеческими и материальными потерями.

Мировые войны. Новое и более высокое, рожденное революциями, еще со времен войн Кромвеля и Наполеона стремилось утвердиться на всем обозримом пространстве. В XX в. это новое в крайностях вульгарного рационализма, при расширении связей и взаимозависимости народов, усиленное достижениями техники вооружений, дважды подводило мир к неисчислимым человеческим жертвам и разрушениям.

Но и в мирное время при сближении цивилизаций и более резком проявлении этнических, возрастных различий народов, подчас игнорируя эти различия, такое новое стремилось к утверждению своего превосходства не только угрозой применения и применением новейших вооружений в локальных войнах, но, прежде всего, экономическим давлением, силой денег, установлением контроля над средствами массовой информации, а в идеологической сфере – отстаиванием идеи глобализма, единой человеческой цивилизации. Последнее преследовало определенные политические цели, но «тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора».

Объективно действующие в мире процессы интеграции в своей основе опираются на стремление народов к сотрудничеству в преодолении экономических, военных, экологических, природно-ресурсных проблем и трудностей. Вместе с тем зачастую интеграционные процессы направлялись и использовались экономически могущественными странами для установления прозрачности границ государств, ограничения их суверенитета и еще большего расширения своего экономического и политического влияния.

Создаются транснациональные многоотраслевые комплексы (ТНК) и международные финансовые объединения – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Азиатский банк развития (АБР) и т. п. Формой интеграции становится, например, образование Евросоюза, Европейского экономического сообщества; в военной области – создание и расширение границ НАТО. Содействие интеграционным процессам оказывала Организация Объединенных Наций (ООН). Немаловажное значение для интенсификации процессов интеграции имели пропагандируемые и утверждаемые мощью западных стран идеи единого для всех народов института прав и свобод человека.

Процессы интеграции, искажаемые политикой глобализма, приходят в противоречие с установленным природой многообразием цивилизаций, своеобразием народов, различием их возрастных состояний. Экономические процессы грозят подавить человеческое содержание мировой истории, государства и права. Экономические законы и новые технологии буквально взрывают национальные границы и в то же время порождают широкое движение народов за сохранение своей самобытности и государственного суверенитета, о чем свидетельствует, в частности, образование в XX в. большого числа новых независимых государств.

Неравномерное развитие народов с выделением «золотого миллиарда» (население стран, эксплуатирующих сырьевые ресурсы и втягивающих в себя интеллектуальный потенциал всего мира) увеличивало разрыв между экономически передовыми и «догоняющими» странами, консервировало отсталость последних, их зависимое, приниженное положение. Гуманитарная помощь таким странам сглаживала остроту конфликта, но не решала проблему, а то и усугубляла негативные процессы.

Разрушение колониальных империй лишь отчасти разрешило конфликт, поставив молодые развивающиеся страны в экономическую, финансовую и политическую зависимость от стран, ранее вступивших на путь экономического прогресса. Однако локально, в отдельных регионах, например в Западной Европе, процесс интеграции привел к сглаживанию ранее существовавших противоречий, способствовал укреплению мира, демократии и продвижению западной цивилизации на Восток при посредстве идеологических, финансовых рычагов, а то и с помощью военной силы НАТО.

Основные тенденции развития государства и права. В XX в. наблюдается четко выраженная тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества, что обусловливается усложнением общественных отношений на более высоком уровне поступательного движения человечества; возросшей социальной ролью государства; расширением связей между народами при одновременном обострении конфликтов из-за неравномерности их экономического, этнического, политического развития.

Особенно заметна возросшая роль государства во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., в годы Первой и Второй мировых войн, а также в разрешении экономических, научно-технических проблем Новейшего времени.

В XX в. на состояние, значение, действенность государства и права отдельных стран сильное влияние стали оказывать все более крепнущие информационные, культурные, экономические связи, устанавливаемые между народами мира, а также национальный, религиозный факторы, отражающие возрастные и психоэмоциональные различия народов. Прогресс как повышение уровня специализации, дифференциации и в государственном управлении настоятельно требовал его осуществления специализированными органами и специально подготовленными кадрами, но этим же он ограничивал творческую активность управляемых, их духовную индивидуальность.

Процессы либерализации и демократизации, развивавшиеся в мире в XX в., шли параллельно с утверждением тоталитарных режимов, например в России, Германии, а также усиливающимся контролем над обществом и личностью при посредстве правительственных и полуправительственных партий, средств массовой информации, находящихся в руках крупного капитала. Преобладающей формой государства стала республика, но при «регулируемой демократии». Реальный демократизм общества во многом стал определяться конкурентной борьбой соперничающих финансовых групп и партий. В таких условиях антимонопольное законодательство выделяется и как средство поддержания демократических институтов.

Обобщая характеристику основных направлений развития государства и права в XX в., нельзя обойти вниманием «социальные мотивы», социалистическую тенденцию, проявляющуюся в расширении прав профсоюзов, регламентации рабочего времени, предоставлении ежегодных отпусков, пособий и т. п. Нельзя не отметить и выделение политической теорией Новейшего времени требования «приоритетного значения прав личности», что находит все более заметное отражение в законодательстве и практике современных государств.

После поражения в «холодной войне» и разрушения советского блока и СССР образовались новые самостоятельные государства – Украина, Казахстан и др., произошло объединение Германии, разделенной Второй мировой войной на Западную и Восточную зоны, что в той или иной мере выражало национальные устремления народов.

Конституционные изменения в XX в. отличались неоднородностью, противоречивостью, подчас разнонаправленностью. Наряду с укреплением либерально-демократической тенденции наблюдалась и вполне очевидная реализация противоположно действующих стремлений, преследовавших цели ограничения, выхолащивания демократического содержания правовых институтов, а также четко выраженное движение в сторону авторитаризма, тоталитаризма и фашизма. Последнее ярко представлено в образовании фашистских и советской империй, длительном противостоянии военно-политических блоков, «холодной войне». Разрушение советской империи говорит также и об огромных возможностях невоенных средств подавления поверженного противника.

Противоречивый, подчас взрывной характер преобразований либерально-демократической тенденции в ведущих капиталистических государствах хорошо различим в конституционной истории Франции после Второй мировой войны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)