Местное самоуправление XX-XXI веков

Начало 90-х годов XX в. отмечается важнейшими событиями для российского государства в целом и для становления местного самоуправления в частности. Начался процесс активного формирования совершенно новой правовой базы местного самоуправления.
Среди нормативных правовых актов указанного периода важнейшими являются Закон СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а так же Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».
Принятие последнего из указанных Законов подразумевало начало кардинального реформирования местного самоуправления в нашей стране. Однако на тот момент построение совершенно новой модели местного самоуправления не было обеспечено правовыми, экономическими, финансовыми и организационными гарантиями и осталось лишь на бумаге.
Местное самоуправление как новая для нашего государства правовая категория впервые была закреплена в упомянутом выше Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г., а затем применено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР № 22-1 от 12 июня 1990 г.
Декларация закрепила реформирование государственного механизма и создание на местах новой власти – местного самоуправления.
Таким образом, произошло правовое признание местного самоуправления.
Дальнейшее развитие местного самоуправления связано с изданием 26 октября 1993 г. Указа Президента РФ № 1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» и принятием на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Данные документы, по сути, закрепили основные направления развития местного самоуправления в России. Была определена «роль местного самоуправления в системе управления делами государства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления».
Названный выше Указ утвердил Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, согласно которому:

  • органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являлись выборные и другие органы местного самоуправления – собрание представителей, глава местного самоуправления. На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений, совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий;
  • в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В иных населенных пунктах (городах, городских, сельских поселениях и др.) предусматривалось создание представительных коллегиальных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления. В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек глава администрации назначался главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа либо избирался населением;
  • выборный представительный орган местного самоуправления работал, как правило, на непостоянной основе и созывался на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления. При этом решения выборного представительного органа подписывались главой местного самоуправления. В компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления входило: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с главой местного самоуправления), утверждение программы развития территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления;
  • в компетенцию главы местного самоуправления входило: управление муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения, а также выполнение иных исполнительно-распорядительных функций. Причем данные функции глава местного самоуправления осуществлял непосредственно или через образуемые им органы;
  • органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно определять структуру местного самоуправления.

Реформирование местного самоуправления повлекло за собой принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил, что местное самоуправление самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. При этом отмечалось, что местное самоуправление признается в нашей стране и гарантируется Конституцией РФ. Данному событию предшествовало одно важное событие. Как отмечают историки впервые в истории российского самоуправления 17 февраля 1995 г. было проведено Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах РФ.
Президентские выборы июня-июля 1996 г. выявили новую черту общественно-политической ситуации в России – самоуправление стало достаточно влиятельной силой, чтобы принять участие в определении характера дальнейшего развития страны. Привычный для большинства политиков «двухполюсный мир», где связи определялись по линии «центр – область» приобрел третье измерение – муниципальное. Практически все кандидаты в Президенты России игнорировали роль местного самоуправления, возможности и влияние местных глав городских и поселковых администраций, – и проиграли. Они не смогли охватить «глубинку». Наоборот, феномен роста рейтинга Б. Ельцина и его победа во многом связаны с тем, что ему удалось при посредничестве Общероссийского движения в поддержку Ельцина и Общественно-политического движения «Наш дом – Россия», опереться на потенциал самоуправления.
25 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», который послужил своего рода фундаментом для развития финансово-экономической местного самоуправления.
Начиная с 1995-1997 гг. муниципальные образования обрели реальную экономическую самостоятельность, что во многом способствовало дальнейшему развитию местного самоуправления.
В целях развития организационных основ местного самоуправления 8 января 1998 г. принят Федеральный закон № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который определил правовой статус, основные права и обязанности муниципальных служащих, а также гарантии их деятельности.
Сегодня местное самоуправление в России осуществляется на основе многочисленных правовых актов, в том числе и международных, однако центральное место в правовом регулировании местного самоуправления принадлежит Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)