Органы предварительного следствия и органы дознания: история развития, виды, компетенция и задачи

Выявление и расследование преступлений – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события и состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом. Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.

До середины XVIII века предварительное расследование входило в обязанности полиции. Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве были созданы при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые «юстицких криминальных дел департаменты».

Правом предварительного следствии также обладали земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины. Законом от 06 июля 1860 г. были введены судебные следователи, являвшиеся особыми должностными лицами судебного ведомства. В соответствии с Положением судебных уставов следователи как носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами членов суда. К органам судебно-следственной власти относили также участковых судебных следователей.

С 1870 г. по важнейшим делам дознание производили следователи, назначавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора. В отдельных случаях судебно-следственные действия могли производиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновниками Министерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационных департаментов.

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 08 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и проступках, которыми устанавливалось производство предварительного следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие вопросы. Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на неё и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокурора. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министерству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губернаторов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, который установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю. В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам, и в 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по особо важным делам. Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие, не отмечается. Несмотря на недостаточное правовое регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких изменений в структуру и деятельность следственного аппарата не привнёс и февраль 1917 г. Декретом о суде № 1 в ноябре 1917 г. существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры были упразднены, производство предварительного следствия возлагалось на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военнореволюционного Комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов.

20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев – на народного судью. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались должности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия следователям было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными.

Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которой были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять процедуру отвода. Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК РСФСР говорилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган – государственную прокуратуру – и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона её деятельности стала впоследствии развиваться достаточно интенсивно.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик». Вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы не затрагивали. Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы деятельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК – ОГПУ) и воинских (военные следователи) преступлениях.

Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи вышли из подчинения судам, однако подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции. В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. Следственный аппарат в 1936 г. был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг. наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов дознания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. Приказом НКВД в 1940 г. был образован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40 – 50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом дознания.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми и принятыми затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный аппарат МВД был упразднён (в системе МВД – МООП (министерство охраны общественного порядка) в это время функционировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общеуголовных преступлениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому 06 апреля 1963 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений.

В 1970 – 1980-е гг. органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной системы СССР. В уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных в процессе реализации оперативно-розыскных мероприятий и т.д.

В 90-е гг. ХХ в. в связи с образованием суверенной России функции органов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета, а следственный аппарат был восстановлен в Федеральной службе безопасности. Таким образом, предварительное расследование как вид правоохранительной деятельности реализуется органами дознания и предварительного следствия, компетенция которых различается в зависимости от формы расследования. Расследование преступлений осуществляют субъекты различных звеньев правоохранительной системы. Органы предварительного расследования функционируют в Следственном Комитете РФ, органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ст. 151 УПК РФ), а также в федеральной таможенной службе, федеральной службе исполнения наказаний и некоторых других органах дознания (ст. 40, 151 УПК РФ).

При определённых обстоятельствах предварительное расследование в пределах своей компетенции производят некоторые должностные лица: командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и др. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что, когда речь идёт об органах предварительного расследования, подразумеваются органы предварительного следствия и органы дознания. Разделение органов предварительного расследования на эти группы обусловлено существованием двух форм (или направлений) их деятельности по расследованию преступлений.

Таким образом, предварительное расследование преступлений осуществляется в форме дознания и предварительного следствия соответственно органами дознания и предварительного следствия. Органы предварительного расследования РФ функционируют в рамках Конституции РФ, уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов; их деятельность направлена на решение задач уголовного судопроизводства.

В зависимости от регламентированной законом подследственности (ст. 151 УПК РФ) предварительное следствие осуществляется следователями Следственного Комитета РФ, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков. Следственный Комитет Российской Федерации (СК РФ) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства и осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью СК РФ, утверждает Положение о Следственном Комитете РФ3 и устанавливает штатную численность СК, в том числе штатную численность военных следственных органов СК РФ.

Основными задачами Следственного Комитета являются:

  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • обеспечение законности при приёме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК и их должностных лиц;
  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • определение порядка формирования и представления статистических отчётов и отчётности о следственной работе, процессуальном контроле.

Правовой основой деятельности СК в соответствии со ст. 2 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ФКЗ, ФЗ «О Следственном Комитете РФ» и другие ФЗ, Положение о Следственном Комитете РФ, а также иные нормативные правовые акты РФ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» СК является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений СК и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК.

Следственные органы и учреждения Следственного Комитета:

  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

Сотрудники СК не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях СК запрещаются. Сотрудники СК в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.

Не вправе сотрудники СК совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Неисполнение законных требований сотрудника СК или уклонение от явки по его вызову влечёт за собой ответственность, установленную законодательством РФ. СК при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.

В следственных органах СК в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов СК и следователей в порядке, установленном УПК РФ. Решение, принятое руководителем следственного органа СК или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 12 главы 2 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» в систему СК РФ входят:

  • центральный аппарат СК;
  • главные следственные управления и следственные управления СК по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК;
  • следственные отделы и следственные отделения СК по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения СК.

В центральном аппарате СК создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном Комитете РФ. В системе СК в соответствии с законодательством РФ могут создаваться научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности. В следственных органах СК и их подразделениях, а также в учреждениях СК образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов СК и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.

В СК РФ образуется коллегия в составе Председателя СК (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в неё по должности, а также других лиц. Состав коллегии СК (за исключением лиц, входящих в неё по должности) утверждается Президентом РФ. Следственный Комитет возглавляет Председатель СК, который несёт персональную ответственность за выполнение стоящих перед СК задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель СК назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и ежегодно представляет Президенту РФ доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению её эффективности.

Председатель Следственного Комитета:

  • организует работу СК;
  • издаёт организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности СК, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками;
  • утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений СК;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном Комитете РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

В отсутствие Председателя СК или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя СК, а в отсутствие Председателя СК и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей – один из заместителей Председателя СК в соответствии с распределением служебных обязанностей.

Служба в СК в соответствии со ст. 15 главы 3 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники СК в соответствии с ФЗ «О Следственном Комитете РФ» и иными нормативными правовыми актами РФ. Сотрудники СК являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учётом особенностей, предусмотренных ФЗ «О Следственном Комитете РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и на сотрудников СК (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными ФЗ «О Следственном Комитете РФ».

Должности в военных следственных управлениях СК, военных следственных отделах СК могут замещаться военнослужащими Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в СК регулируется ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» с учётом особенностей, предусмотренных ФЗ «О Следственном Комитете РФ» и иными нормативными правовыми актами РФ. Отдельные должности в СК могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» с учётом особенностей, предусмотренных ФЗ «О Следственном Комитете РФ».

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» сотрудниками СК могут быть граждане РФ, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности следователей следственных отделов и следственных отделений СК по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений СК в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.

На отдельные должности федеральной государственной службы в СК могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и соответствующего замещаемой должности.

Гражданин не может быть принят на службу в Следственный Комитет, если он:

  • признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • был осуждён за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения СК, исполнению служебных обязанностей сотрудника СК. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения СК, исполнению служебных обязанностей сотрудника СК, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством РФ;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим СК и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;
  • вышел из гражданства РФ;
  • имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в СК;
  • не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
  • не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции».

На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений СК по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов СК назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трёх лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений СК по субъектам РФ (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов СК назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих СК в соответствии со ст. 17 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно ФЗ «О системе государственной службы РФ» и ст. 17, 18 и 20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Гражданин, впервые назначаемый на должность в СК, принимает Присягу сотрудника СК РФ. Порядок присвоения специальных званий сотрудникам СК определяется Президентом РФ.

Аттестация сотрудников СК проводится в целях определения их соответствия замещаемой должности и уровня их квалификации. Порядок и сроки проведения аттестации сотрудников СК устанавливаются Председателем СК. Председатель СК имеет право применять к сотрудникам СК все виды дисциплинарных взысканий. В случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, сотрудники СК за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность.

В соответствии со ст. 29 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» проверка сообщения о совершённом сотрудником СК преступлении, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда он застигнут при совершении преступления) и производство расследования являются исключительной компетенцией следственных органов СК. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа СК и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления.

Служба в СК прекращается при увольнении сотрудника. Предельный возраст пребывания на службе в СК (за исключением научных и педагогических кадров) – 65 лет. Срок пребывания на службе в СК сотрудника, достигшего предельного возраста, по решению руководителя соответствующего следственного органа СК может быть продлён до достижения этим сотрудником возраста 70 лет.

Пенсионное обеспечение сотрудников СК и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Сотрудники СК имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарственными препаратами) сотрудников СК и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета.

Сотрудники СК подлежат обязательному государственному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета и находятся под государственной защитой. СК имеет службы обеспечения собственной безопасности и физической защиты сотрудников СК. Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ.

Военные следственные органы СК в соответствии со ст. 38 ФЗ «О Следственном Комитете РФ» осуществляют свои полномочия в Вооружённых силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Систему военных следственных органов СК составляют: Главное военное следственное управление СК, военные следственные управления СК по военным округам, флотам и другие военные следственные управления СК, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям СК по субъектам РФ, военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы СК, приравненные к следственным отделам и следственным отделениям СК по районам, городам.

Создание, реорганизация и упразднение военных следственных органов СК, определение их структуры и штатов осуществляются Председателем СК в пределах своей компетенции. В военных следственных органах СК Председателем СК могут создаваться следственные отделения и следственные участки. На должности сотрудников военных следственных органов СК назначаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие воинское звание офицера и отвечающие требованиям, установленным ст. 16 ФЗ «О Следственном Комитете РФ».

По решению Председателя СК или с его согласия на должности сотрудников военных следственных органов СК могут быть назначены гражданские лица. Офицеры военных следственных органов СК имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооружённых силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными ФЗ «О статусе военнослужащих» и ФЗ «О Следственном Комитете РФ».

Определение офицеров (поступление граждан на военную службу) в военные следственные органы СК и увольнение с военной службы производятся по представлению Председателя СК или заместителя Председателя СК РФ – руководителя Главного военного следственного управления СК. Увольнение с военной службы высших офицеров, проходящих службу в военных следственных органах СК, производится Президентом РФ по представлению Председателя СК.

Должности сотрудников военных следственных органов СК и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей. Присвоение воинских званий сотрудникам военных следственных органов СК производится по представлению руководителя соответствующего военного следственного органа СК в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высших офицеров присваиваются Президентом РФ по представлению Председателя СК. Воинские звания офицеров военных следственных органов СК соответствуют специальным званиям сотрудников СК.

На военнослужащих военных следственных органов СК распространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, порядок их пенсионного обеспечения (за исключением положений ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), медицинского и иного обеспечения с учётом особенностей, установленных ФЗ «О Следственном Комитете РФ». Надзор за исполнением законов СК осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Предварительное следствие в системе Министерства внутренних дел РФ осуществляет Следственный департамент МВД РФ, являющийся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесённых к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Сегодня предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом, 82 территориальных следственных подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам.

Следственный аппарат МВД России является одним из крупнейших в системе правоохранительных органов (43,5 тысячи сотрудников – 65 % следственного корпуса страны), силами которого ежегодно расследуется свыше 1,5 миллионов уголовных дел, а это почти 84 % всех дел, возбужденных по стране.

В органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ входят:

  • Следственный департамент МВД РФ;
  • следственные части главных управлений МВД РФ по федеральным округам;
  • следственные управления (отделы) управлений на транспорте МВД РФ по федеральным округам;
  • следственные управления (отделы) линейных управлений МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД РФ по иным субъектам РФ;
  • следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов, отделений МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений МВД РФ по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах;
  • следственное управление управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД РФ по г. Москве;
  • следственный отдел Управления МВД РФ на комплексе «Байконур»; следственные отделы (отделения, группы) линейных отделов, отделений МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Следственный департамент возглавляет начальник, являющийся заместителем министра внутренних дел РФ. Он назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Следственный департамент МВД России включает в себя:

  • информационно-аналитическое управление;
  • контрольно-методическое управление;
  • управление по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции;
  • управление по обеспечению деятельности органов предварительного следствия;
  • отдел кадров и государственной службы.

В Следственном департаменте для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия действует оперативное совещание, работой которого руководит начальник Следственного департамента.

Основными задачами Следственного департамента являются:

  • исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • организационно-методическое руководство расследованием преступлений в рамках своей подследственности.

В функции Следственного департамента, в частности, входит:

  • анализ, изучение и обобщение следственной практики, положительного опыта, в том числе и зарубежного;
  • осуществление процессуального контроля за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание методической помощи в их расследовании;
  • координация расследования уголовных дел, носящих межрегиональный и международный характер;
  • организация взаимодействия следственных подразделений с оперативно-розыскными и другими подразделениями;
  • непосредственное расследование наиболее сложных дел.

Главные следственные управления (управления, отделы) создаются при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел субъектов РФ, при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспортах, при управлении (отделе) внутренних дел Управления режимных объектов МВД России.

Руководство их деятельностью осуществляют соответственно заместители министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов РФ, начальников управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспортах, на особо важных и режимных объектах, которые одновременно являются начальниками главных следственных управлений, управлений, отделов. Указанные должностные лица назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению начальника СК.

Начальник главного следственного управления (управления, отдела) имеет двойное подчинение: непосредственно начальнику соответствующего органа внутренних дел (является его заместителем) и начальнику Следственного департамента. Указанные подразделения осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью подчинённых органов предварительного следствия, осуществляют за ними процессуальный контроль. Они также проводят непосредственное расследование наиболее сложных дел.

В структуре главных следственных управлений (управлений, отделов) функционируют: организационно-зональные, контрольно-методические, информационно-аналитические подразделения (отделы, отделения), а также следственные части по расследованию организованной преступной деятельности. Следственные части могут включать отделы (отделения) по расследованию конкретных видов организованной преступности: в сфере экономикой безопасности, по расследованию бандитизма, в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, против личности и др.

Следственными подразделениями при городских и районных отделах полиции, органах внутренних дел могут быть следственные управления, отделы, отделения, группы. Они формируются при органах внутренних дел в городах, районах, иных муниципальных образованиях, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, округах, районах, в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспортах, при управлениях внутренних дел по охране метрополитена.

Возглавляют указанные подразделения заместители начальников соответствующих ОВД, являющиеся одновременно начальниками следственных управлений (отделов, отделений, групп). Они назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).

Основной функцией следственных подразделений на местах является расследование преступлений в рамках подследственности (ст. 151 УПК РФ). Функции расследования в следственных подразделениях системы МВД различного уровня осуществляют: следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам. Все они относятся к так называемым лицам начальствующего состава, им присваиваются соответствующие специальные звания. Низшее специальное звание – младший лейтенант юстиции, высшее – генерал-полковник юстиции.

Следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности РФ являются составной частью сил обеспечения безопасности России. Как уже отмечалось, одним из направлений их деятельности является борьба с преступностью. На органы ФСБ РФ, в частности, возложена задача борьбы с особо опасными государственными преступлениями: шпионажем, террористической деятельностью, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой и другими преступлениями, дознание и предварительное следствие по которым законом отнесены к их ведению (ст. 151 УПК РФ).

По этим делам они вправе проводить дознание и предварительное следствие, руководствуясь при этом, как и другие органы предварительного расследования, законами РФ, в том числе и уголовно-процессуальным законодательством. Для ведения предварительного следствия в структуре ФСБ созданы следственные подразделения.

Следует отметить, что в последние несколько лет в связи с постоянной реорганизацией органов государственной безопасности подвергались реорганизации также и следственные подразделения этих органов. Такая реорганизация органов государственной безопасности была произведена в декабре 1993 г., когда указом Президента РФ было упразднено Министерство безопасности РФ и вместо него создана Федеральная служба контрразведки РФ. При этом следственные подразделения бывших органов государственной безопасности были упразднены. С этого момента органы безопасности были лишены права производства предварительного следствия. За ними было сохранено только право производства дознания по делам, отнесённым к ведению органов контрразведки. Производство же предварительного следствия по этим делам было передано в следственные органы прокуратуры. Но, как показала практика, аннулирование следственных подразделений было преждевременным и привело к ослаблению борьбы с государственными преступлениями. И уже через год после упразднения указом Президента РФ следственные подразделения были вновь воссозданы в органах контрразведки. Это было сделано, как подчеркивается в Указе, «в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, быстрого и полного раскрытия преступлений, отнесённых законодательством РФ к ведению органов государственной безопасности:

1. Создать в Федеральной службе контрразведки Российской Федерации Следственное управление и в подчиненных ей органах – следственные подразделения.

2. Возложить на Следственное управление Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственные подразделения органов контрразведки Российской Федерации организацию и производство предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов государственной безопасности».

В дальнейшем федеральные органы контрразведки были реорганизованы в органы федеральной службы безопасности с сохранением в них органов предварительного следствия. Следственные подразделения ФСБ представляют единую централизованную систему, которую возглавляет Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ. В подчиненных ей органах созданы следственные подразделения (управления, отделы). Аналогичные следственные подразделения имеются в территориальных органах службы безопасности: в республиках в составе РФ, в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Имеются они и в органах ФСБ при воинских частях и воинских формированиях Вооружённых сил и внутренних войск. Расследование преступлений, отнесённых к ведению органов ФСБ, осуществляют следователи. Они являются военнослужащими.

На должность следователя органов ФСБ могут быть назначены граждане РФ, способные по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Наряду с другими сотрудниками органов ФСБ следователи являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность. При расследовании уголовных дел они, как и следователи других ведомств, процессуально самостоятельны, руководствуются только требованиями уголовно-процессуального законодательства. За следователем может осуществляться только процессуальный контроль со стороны руководителя следственного отдела, прокурора и суда. В следственных подразделениях органов ФСБ работают следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам.

С восстановлением следственных подразделений органов ФСБ работа по развитию следственных подразделений в РФ не завершена. На Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков возложено производство предварительного следствия о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Ст. 151 УПК РФ устанавливает подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться органами предварительного следствия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Следователями органов предварительного следствия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков могут назначаться граждане РФ, имеющие, как правило, высшее юридическое образование или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять обязанности.

Следователи указанного ведомства имеют не только соответствующие должностные наименования, но и специальные звания. Присваиваются звания с учётом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов. При расследовании конкретного уголовного дела следователь обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией России, уголовно-процессуальном законодательством и федеральными законами РФ.

Органы дознания, их виды, структура, компетенция. Расследование преступлений в форме дознания осуществляют специальные административные учреждения и должностные лица, именуемые органами дознания. Перечень органов дознания дан в ст. 40 УПК РФ. К ним относятся:

  • органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделённые полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В целом деятельность органов дознания можно условно разделить на уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную, являющуюся предметом самостоятельного исследования.

Уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая органами дознания, состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях;
  • проведение проверочных действий в связи с наличием иных поводов для возбуждения уголовного дела;
  • дознание;
  • выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия;
  • производство оперативно-розыскных и следственных действий по поручениям следователя и прокурора;
  • участие в отдельных следственных действиях, проводимых следователями.

Наибольший объём в уголовно-процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно производится по делам о преступлениях, которые, как правило, относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести. Перечень их дан в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. По делам данной категории органы дознания проводят полное расследование от возбуждения дела до его окончания (до составления обвинительного акта и направления дела через прокурора в суд или его прекращения, если имеются к тому основания).

При этом органы дознания руководствуются правилами, которые установлены Уголовно-процессуальным кодексом для предварительного следствия, за некоторыми исключениями:

  • дознание должно быть проведено в сокращенный срок – в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлён прокурором, но не более чем на 10 суток;
  • лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, считается подозреваемым;
  • постановление о привлечении в качестве обвиняемого, как правило, не выносится.

Обвинение формулируется в итоговом процессуальном документе – обвинительном акте;
если в отношении подозреваемого в ходе дознания была избрана мера пересечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу; при невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение либо мера пресечения (заключение под стражу) отменяется; с обвинительным актом знакомятся только обвиняемый и его защитник, потерпевший или его представитель; обвинительный акт утверждает начальник органа дознания и вместе с материалами дела направляет прокурору для утверждения и передачи в суд.
Кроме дознания органы дознания вправе производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия (т.е. по делам, подследственным следователям). При наличии признаков такого преступления орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления.

УПК РФ не ограничивает органы дознания перечнем таких следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело прокурору для передачи по подследственности. После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Среди перечисленных в ст. 40 УПК РФ органов дознания особое место занимают органы внутренних дел, которые производят дознание по большинству уголовных дел, по которым расследование производится в форме дознания. В системе этих органов основным подразделением, на которое возложено производство дознания, является полиция.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция обязана в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Для осуществления данной деятельности в структуре полиции созданы подразделения дознания. Такие подразделения дознания (либо управления, отделы, отделения, группы) созданы в составе полиции во всех органах внутренних дел субъектов Российской Федерации и во всех отделах полиции районного звена.

Кроме производства предварительного расследования в форме дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, подразделения дознания выполняют и другие функции. Они выполняют в установленном порядке указания прокурора, поручения органов предварительного следствия; организуют взаимодействие иных подразделений соответствующего отдела полиции в выявлении, предупреждении преступлений, производстве дознания. 

Непосредственным руководителем подразделения дознания является его начальник, который наряду с организационными функциями выполняет также процессуальные функции:

  • осуществляет процессуальный контроль за деятельностью сотрудников подразделений полиции, которые занимаются дознанием;
  • контролирует обоснованность принятия процессуальных решений по делам, находящимся в производстве у дознавателей;
  • утверждает наиболее важные процессуальные решения, принимаемые по делу, и т.д.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (старшие дознаватели), которые являются штатными сотрудниками подразделений дознания. В полиции наряду с дознавателями – сотрудниками подразделений дознания расследование уголовных дел в форме дознания могут осуществлять и иные сотрудники полиции, например, уполномоченный участковый полиции, если это признаёт необходимым начальник полиции общественной безопасности (или его заместитель).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)