Основные черты и особенности Конституций

В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты более двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX в. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы – это Конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилии, Боливии, Гондураса, Доминиканской Республики, Сальвадора, Канады), Европы (Италии, Франции, ФРГ, Дании, Греции, Испании, Португалии, Швейцарии), Азии (Японии, Турции, Республики Корея, Филиппин). В конце XX в. прошла следующая массовая волна принятия новых конституций.
Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время всем конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.
1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. В преамбуле Конституции США устанавливается: “Мы, народ Соединенных Штатов… торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию…”. В ст. 1 Конституции Италии 1947 г. сказано: “Италия – демократическая Республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией”. Согласно ст. 3 Конституции Франции “национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление”. Пункт 2 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. гласит: “Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства”. Статья 1 Конституции Колумбии 1991 г. устанавливает, что “суверенитет принадлежит исключительно народу, от которого исходит публичная власть”, а в ст. 5 Конституции Венесуэлы 1999 г. сказано, что суверенитет принадлежит народу и “непередаваем”.
2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институт собственности. Исторически эти нормы восходят к французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой (ст. 17) содержится известное положение о ее неприкосновенности: “Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения”. Охраняемая конституцией собственность является одним из краеугольных камней конституционного здания.
3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (Италия, Франция) концепция разделения властей не выражена семантически явно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Так, концепция разделения властей, дополненная системой сдержек и противовесов, положена в основу американской Конституции. Три первые статьи этой Конституции начинаются следующими положениями: “Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов…” (разд. 1 ст. I); “Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки…” (разд. 1 ст. II); “Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду…” (разд. 1 ст. III). В японской Конституции содержатся такие предписания по этому предмету: “Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” (ст. 41); “Исполнительная власть осуществляется Кабинетом” (ст. 65); “Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду…” (ст. 76). В Конституции Дании концепция разделения властей сформулирована в одной статье: “Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть – судам” (§ 3 гл. I).
4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления государства – республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно. В преамбуле к Конституции Индии, например, прямо сказано: “Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую республику…”. В п. 3 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. установлено, что “политической формой испанского государства является парламентарная монархия”.
Конституция США, напротив, не называет прямо форму правления всего Союза, однако перечисленные в Конституции институты являются республиканскими по порядку формирования, взаимодействию между собой и порядку осуществления функций. Кроме того, в ней установлена республиканская форма правления для штатов: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления…” (разд. 4 ст. IV).
Монархическая форма правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста Конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный император, статусу которого посвящена гл. 1 Конституции, то очевидно, что Япония – монархия.
5. Конституции устанавливают и закрепляют унитарную или федеративную форму государственного устройства. По поводу унитарной формы государственного устройства прямые предписания чаще всего отсутствуют (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях такие прямые указания встречаются. Так, ст. 1 Конституции Колумбии 1991 г. гласит: “Колумбия является социальным правовым государством, организованным в форме унитарного децентрализованного государства”. Само умолчание о форме государственного устройства есть констатация унитаризма как наиболее распространенного способа политико-территориальной организации территории страны. Однако и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин “федерация” или его производные. Прямое упоминание о федерации встречается, например, в конституциях стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики и др.). Согласно ст. 1 Конституции Аргентины 1853 г. в действующей редакции, “аргентинская нация в соответствии с настоящей Конституцией избирает федеративную, республиканскую, представительную форму правления”. Статья 1 Конституции Бразилии 1988 г. начинается словами: “Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый союз штатов, муниципий и федерального округа…”. Согласно ст. 4 Конституции Венесуэлы 1999 г. это государство является федеративным и децентрализованным. Нередко в конституциях используются синонимы (в соответствии со сложившейся в данном государстве терминологией). Так, Конституции США, Индии и ФРГ говорят о Союзе, Конституция Австрии содержит термин “союзное государство”. Официальный текст Конституции Швейцарии 1999 г. в соответствии с давней традицией на французском и итальянском языках называется “Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации”, а на немецком – “Федеральная Конституция Союза” (дословно – “товарищества по клятве”). Таким образом, название не отражает форму государственного устройства в рамках принятых в науке классификаций, однако содержательный анализ норм конституции позволяет судить о государственном устройстве.
6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы человека и гражданина. Обычно в самом тексте конституции содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В новейшие конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.). Совершенно естественно, что юридический педантизм при определении правового положения личности не может быть поставлен в прямую связь с ее реальным статусом.
Однако существуют конституции, в основном тексте которых отсутствуют разделы о правах и свободах (США) или даже упоминания о них (конституции некоторых франкоязычных стран Африки). Так, в первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности. При ратификации федеральной Конституции шесть штатов (из 13 входивших в то время в состав США) настаивали на принятии билля о правах. Дж. Мэдисон суммировал их предложения и внес проект поправок в Палату представителей 8 июня 1789 г. Через два с небольшим года  первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах, вступили в силу.

Своеобразно решен вопрос о регулировании прав и свобод во французской Конституции. Ее важной составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., в которых урегулированы важнейшие аспекты правового статуса человека и гражданина. В самом же тексте Конституции 1958 г. законодатель ограничился указанием в преамбуле: “Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.”.
7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других стран. Все более широкое распространение получает институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
8. В некоторых конституциях имеются нормы, регулирующие внешнюю политику государства. Так, отказ от завоевательных войн включен в преамбулу Конституции Франции 1946 г.; Конституция Японии предусматривает отказ от войн как средства политики; в Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте конституций Греции, Португалии, Испании.
Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью условности можно вывести общую закономерность. Конституции, принятые в XVIII – XIX вв., ограничивались в основном общими принципами организации государственной власти. Конституции, принятые в XX в., как правило, более детальны. Появление этого нового качества конституций обусловлено усложнением задач и функций государства, а также стремлением более полно закрепить гарантии сохранения прав и свобод личности. Конституции некоторых стран (Индия, Малайзия, Бразилия) представляют собой огромные по своему объему документы. В то же время конституции значительного числа стран Азии и Тропической Африки весьма кратки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)