Основные феномены кризиса трех лет

  1. Негативизм
  2. Симптом кризиса трех лет
  3. Строптивость
  4. Своеволие

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, не­посредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем воз­расте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхожде­ ний. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятель­ности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях  ребенка приводит к существенным осложнениям в отношениях ребен­ка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяже­нии всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребен­ка и его отношения с окружающими людьми. Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет.

Первый из них — негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делатьна­ оборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили, причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывает­ся идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и пр. Но как только взрослый соглашает­ся с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но противоречит очевидности. Но это поведение вызвано не предметной ситуацией, а от­ ношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение другому.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-ни­будь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, — это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первона­чальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь опять же можно видеть прямо противоположную картину ситуативное™ по­ведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма стропти­вость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начина­ет отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он «бунтует» против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные симптомы встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей:

  •  бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссо­рится с ними, ведет себя очень агрессивно;
  • обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может на­чать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они жи­вые, отказывается играть с ними;
  • в семьях с единственным ребенком встречается стремление к дес­потическому подавлению окружающих’, вся семья должна удовле­творять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, кри­ки и пр.

Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в требованиях по­стоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что да­леко не всегда трехлетние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их лич­ностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис.

Субъективный кризис — это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъек­тивных факторов.

Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровож­дается негативным поведением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)