Основные теории детского развития

1.Теория сенсуализма (основанные на социальном научении)

2.Теория преформизма (основанные на врожденных инстинктах)


Исследование психического развития ребенка предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, то есть интерпретацию. Для этого необходимо опираться на какую-либо теорию, дающую об­щий взгляд на человека и человеческое развитие.

Именно теория по­зволяет отделить главное от второстепенного и объяснить закономерности­ психического развития. Таких теорий в современной психологии существует несколько.

Ключевым вопросом для психологической теории является вопрос о движущих силах и источниках психического развития, среди которых выделяются природное начало в человеке (или его наследственность) и среда (социальное окружение, методы воспитания, при­обретенный опыт).

По характеру решения этого ключевого вопроса психологические теории подразделяются на два направления:

1) теории сенсуализма (основанные на социальном научении);

2) теории преформизма (основанные на врожденных инстинктах).

 

Исторически это различение восходит к двум разным философским течениям, по-разному представляющим развитие ребенка. Одно из них связано с именем английского философа XVII века Джона Лока, который рассматривал ребенка как чистую доску («Tabula rasa»), на которой окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно.

Если родители и среда оказывают правильные воздей­ствия на ребенка, он усваивает положительные формы поведения и ста­новится хорошим членом общества. Психическое развитие, исходя из этого, заключается в накоплении социально приемлемых форм поведе­ния и выработке полезных привычек и навыков.

 

 

Другое направление основывается на взглядах французского фило­софа XVIII века Жан-Жака Руссо, который уже в новорожденном ре­бенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы не нарушать естественное созревание этих задатков и не менять врожденную природу ребенка. Психическое развитие рассмат­ривается как созревание природных задатков и их реализация.

В настоящее время редко кто из психологов придерживается этих взглядов в чистом виде. Обычно признается и роль наследственности, и роль среды в психическом развитии ребенка.

К направлениям, основанным на приоритете врожденных инстинктов или задатков, относят этологический и психоаналитический подходы в объяснении психического развития ребенка.

В то же время в различных психологических теориях по-разному расставляются акценты, и на первое место выдвигается или один, или другой фактор, который определяет источник психического развития ребенка. В зависимости от этого и выделяются два обозначенные выше направления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)