Особенности государства и права Индии

Для средневековой истории Индии характерны политическая раздробленность, междоусобицы и следовавшие одно за другим нашествия и завоевания страны гунами, арабами, затем тюрками, еще позже – англичанами.

Два фактора оказывали определяющее влияние на историю государства и права Индии в Средние века. Первый из них – этническое смешение народов, второй – довлеющее влияние индуизма – религиозно-этического учения, вобравшего в себя многовековой опыт внутриобщинных отношений и культурные ценности коренных народов Индостана. При последующем образовании индо-буддистской цивилизации природные силы индусов, проявившиеся в особой прочности общинных отношений и выдающейся роли индуизма, позволили народу, вопреки разрушительной силе внутренних противоречий и злой воле меняющихся правителей, сохранить себя, свою индивидуальность, свое лицо.

Более позднее завоевание Индии арабами, затем тюрками привело к созданию на значительной части территории страны таких крупных и мощных государств, как Делийский Султанат (XII–XVI вв.), империя Великих Моголов (XVI–XVIII вв.). Ислам стал государственной религией, а персидский язык – языком судопроизводства. Исламизация верхов общества и части населения привела в последующем, уже в Новое время, к отделению от Индии территорий с населением, исповедующим мусульманскую религию, и образованию Пакистана.

В раннем Средневековье в управлении индусскими княжествами преобладали черты государственного строя древних царств, и в Делийском Султанате, Могольской империи власть временами приобретала характер, близкий абсолютной монархии и деспотии. Построение государства здесь во многом повторяло Арабский халифат. Важнейшей обязанностью главы государства было следование исламу, в его руках сосредоточивались полнота законодательной и судебной власти.

Установленный в стране режим подавления выступлений индусских правителей и сопротивления народа поддерживался с помощью разветвленного военно-бюрократического аппарата. Высшим чиновником был визирь, центральный государственный аппарат управления составляли также диваны – военное ведомство, финансовое ведомство и др. Местное управление определялось сложившимся много ранее полуавтономным, сохранившим значительную часть своей самостоятельности механизмом общинного самоуправления.

В регулировании общественных отношений многое сохранялось от прошлого: партикуляризм правовых норм отдельных княжеств с выделяющейся ролью обычаев и религиозной традиции, неразвитостью права частной собственности и общинным землевладением, сохранением большой патриархальной семьи.

Несмотря на чередовавшиеся завоевания страны с сопутствующими политическими изменениями, особой устойчивостью сложившегося строя жизни, его застойностью сохранялось сословное деление населения. Но ранее существовавшая система варн, включив в себя новых завоевателей, подверглась еще большей дифференциации; образованию по преимуществу на этнической и узкопрофессиональной основе большого числа каст стало характерной и типичной чертой правового положения индусского населения Индии.

В высшие брахманские и кшатрийские касты входили брахманы-землевладельцы, представители правящих династий, чиновная знать, воины, а в ряде областей и полноправные общинники, которые вели свою родословную будто бы от брахманских и кшатрийских родов. Прежде существовавшая варна вайшиев трансформировалась в касты купцов, ремесленников, крестьян-общинников. Касты шудр состояли из обедневших крестьян, держателей земли от общины, мелких ремесленников. Каста «неприкасаемых» состояла из бесправных арендаторов и слуг общины.

Каждая каста имела собственные традиции и обычаи, на неукоснительном соблюдении которых настаивали старейшины. Общение между членами разных каст было затруднено. Кастовый строй консервировал общественные отношения и оказался настолько устойчивым, что отчасти сохранился и до нашего времени.

Жесткие правила сословно-кастовой организации общества определяли верования и поведение индусов. При этом и права личности не отделялись от ее обязанностей, они всецело зависели от принадлежности к той или иной касте. Государственные узаконения не могли вытеснить нормы поведения, выработанные народной жизнью. Все же с мусульманским завоеванием Индии сфера действия местного права была сужена. В частности, уголовные дела стали решаться на основе норм шариата, которые применялись на всей территории страны. Лишь в 1832 г. был принят закон, отменивший действие норм шариата применительно ко всем немусульманам.

История Индии позднего Средневековья неразрывно связана с колонизацией страны европейцами.

Примерно через сто лет после открытия морского пути в Индиюлондонские купцы в конце 1600 г. основали Ост-Индскую компанию, получившую монополию на торговлю с Индией. Рядом актов английского парламента компания фактически была наделена полномочиями государственной власти: ей было предоставлено право иметь вооруженные силы, военный флот, вести войну, заключать мир, собирать налоги, осуществлять судебные функции по отношению к индийскому населению и т. д.

Эти права компании были признаны рядом кабальных «договоров», навязанных Англией феодальным правителям Индии. Администрация компании возглавлялась советом директоров, избиравшимся из крупнейших пайщиков. Власть на местах осуществляли чиновники компании во главе с губернаторами, назначавшимися советом директоров и утверждавшимися английской короной.

Опираясь на поддержку английского правительства и парламента, Ост-Индская компания постепенно вытеснила из Индии своих основных конкурентов-европейцев – португальцев, голландцев, французов. С середины XVIII в., используя распад империи Великих Моголов, Ост-Индская компания начинает завоевывать территорию Индии, устанавливая в захваченных областях свою администрацию.

Рост могущества Ост-Индской компании потребовал государственного контроля за ее деятельностью. К концу XVIII в. была установлена так называемая двойственная система управления Индией. Совет директоров компании был подчинен созданному при правительстве Англии Контрольному совету, возглавлявшемуся членом английского кабинета министров. Непосредственное управление Индией стало осуществляться генерал-губернатором, назначаемым короной на пять лет.

Генерал-губернатор имел право объявлять войну и заключать мир, вступать в договорные отношения с государствами, соседствующими с владениями компании. Он возглавлял вооруженные силы в Индии, полицию, суд, определял и взимал налоги и т. д. При генерал-губернаторе был образован Исполнительный совет, также назначаемый короной. Каждая провинция во владениях компании (президентство) возглавлялась губернатором, имевшим аналогичный совет. Несколько позже при генерал-губернаторе был образован Законодательный совет, формировавшийся из чиновников компании.

Колонизация Индии породила протест и сопротивление народа. В 1857–1859 гг. в Индии происходит мощное восстание сипаев, направленное против англичан. После его подавления войсками система английского управления в Индии была изменена. Издается акт «О лучшем управлении Индией», положивший конец «двойственному» управлению и окончательно превративший страну в провинцию Британской империи, возглавляемую генерал-губернатором (вице-королем). Индия была разделена на Британскую, подчиненную непосредственно английским чиновникам (губернаторам и комиссарам во главе с генерал-губернатором), и Туземную, где номинально сохранялась власть прежних правителей (раджей, магараджей, низамов и др.). В состав Туземной Индии входило около 600 княжеств, в которые были направлены английские резиденты и агенты, возглавляемые вице-королем как представителем английской короны.

Так Индия – страна древнейшей культуры – стала крупнейшей колонией Англии, важнейшим источником сырья, рынком сбыта английских товаров и местом вложения капиталов.

Борьба индийского народа за уничтожение английского колониального господства закончилась провозглашением независимости Индии в 1947 г. и образованием в 1950 г. Индийской Республики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)