Оценка системы качества управления административных структур органов власти

Согласно Указу Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», основным приоритетом и миссией современного государства является устойчивый рост качества жизни населения. Инновационный социально ориентированный подход к государственному управлению в своих концептуальных положениях выходит за рамки концепции традиционного понимания, которое ориентируется на оказание и предоставление качественных государственных и муниципальных услуг, при безусловном соблюдении и систематическом повышении стандартов их качества.

Традиционная организационная схема государственного и муниципального управления устарела, время требует кардинальных изменений, связанных с внедрением в практику новой модели корпоративного управлении, в которой центральное место отводится системе взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, направленных на качество жизни населения. Административные структуры, обеспечивая стратегическое руководство и целевые ориентиры, осуществляя информационную, финансовую, организационную, методическую поддержку этих взаимоотношений должны постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать новому времени.

Одним из эффективных методов, обеспечивающих динамическое развитие административных структур, является модель TQM («Total quality management» или «всеобщего менеджмента качества»)

Международный Стандарт ИСО 9000:2000 «Системы менеджмент качества» характеризует модель всеобщего менеджмента качества как подход, нацеленный на качество управления структурой, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения всех участников социально-экономических отношений и общества.

Система администрирования ставит те же тактические задачи, которые заложены в модели TQM, и может быть весьма полезна при её совершенствовании:

  • постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности;
  • исключение некачественного исполнения государственных и муниципальных услуг (работ) и непроизводственных затрат;
  • выполнение намеченного точно в срок;
  • предупреждение причин некачественного исполнения государственных и муниципальных услуг (работ);
  • вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;
  • активное стратегическое управление;
  • непрерывное совершенствование качества услуг (работ) и процессов;
  • использование научных подходов в решении задач;
  • регулярная самооценка.

Модель всеобщего менеджмента качеством состоит из трех частей, которые отражают процесс администрирования как циклическую последовательность действий, направленных на постоянное совершенствование: анализ возможностей и достигнутых результатов, а затем, внедрение инноваций и постоянное обучение, соответствующее новым квалификационным требованиям.

Для краткости используются термины «Возможности» и «Результаты», которыми обозначены две основные категории модели и «Инновации и обучение». Модель всеобщего менеджмента качества, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель всеобщего менеджмента качества

При этом под моделью Всеобщего менеджмента качества администрирования будем понимать совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам административной деятельности, критериев, определяющих динамику развития этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности исполнительных органов власти, направленные на достижение целевых результатов, характеризующих качество жизни населения.

Исходя из модели, качество администрирования лишь на 12% оценивается по ключевым показателям деятельности муниципального образования. Кроме основных социально-экономических показателей деятельности, в категорию результаты включены такие показатели, как показатели удовлетворенности участников управляющей системы.

Полнота удовлетворенности достигается за счет правильного управления, основанного на выработанных стратегии и политике, посредством соответствующего использования персонала, партнеров, ресурсов и процессов. Стрелки на схеме подчеркивают динамичность модели, в которой инновации и обучение способствуют повышению возможностей развития системы, что в свою очередь ведет к положительной динамике результатов.

Каждый из выделенных основных критериев разбит на определенное число подкритериев, которые в свою очередь разбиваются на показатели. Всего модель предусматривает оценку 320 показателей, которые глубоко описывают все грани управления системой.

Данная модель может использоваться в четырех связанных аспектах:

  • как инструмент анализа (с целью выявления проблемных зон);
  • как инструмент контроля качества администрирования (с целью поддержания уровня развития и основных характеристик);
  • как инструмент планирования бизнес-процессов (с целью изменения проблемных элементов);
  • как инструмент определения стратегии развития (с целью выбора верных ориентиров в развитии системы).

Всесторонний, систематический и регулярный обзор внутренних процессов и достигнутых результатов согласно Модели Всеобщего менеджмента качества позволяет четко определить проблемные области, в которых необходимо произвести изменения. Повышение качества жизни населения не представляется возможным без организованных действий по совершенствованию управляющей структуры.

Данная модель позволяет проводить сравнительный анализ элементов модели как в комплексе, так и выборочно, создает прочную основу для решений стратегического характера и выделяет приоритеты развития и совершенствования, упрочняет четкие связи между усилиями и результатами деятельности. На рис. 2 и 3 представлен обобщающий анализ результатов социологического опроса различных групп населения, всего более 1300 человек, проведенного в период с 2010 по 2016 гг.

Рис. 2. Обобщающий анализ по группе критериев “Возможности”

Социологический опрос, проведенный среди 1300 жителей городских и сельских муниципальных районов Нижегородской области с высшим и неоконченным высшим образованием показал, что по группе критериев «Возможности» в процентном соотношении фактически реализованные возможности составляют лишь 35%, а, следовательно, большая часть (65%) представляют из себя возможности для совершенствования.

Обобщающий анализ по группе «Результаты», представленный на рис. 3, показал аналогичные оценки. Система администрирования реализует лишь 33% возможных результатов из 100%.

Рис. 3. Обобщающий анализ по группе критериев “Результаты”

Вместе с тем, использование модели позволяет действовать рационально, с наличием ясного понимания происходящих процессов, фокусировать внимание на проблемных вопросах заинтересованных сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)