Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию

Ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию предусмотрена ГК РФ, законом “О защите прав потребителей”, а также законом “О рекламе”.

Продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную п. 1–4 ст. 12 и п. 1–3 ст. 18
Федерального закона “О защите прав потребителей”, в том числе за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него
такой информации.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, законодательство
исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя (в том числе природным объектам, находящимся в его собственности или владении), вследствие
непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре, потребитель вправе потребовать возмещения вреда, если он причинен в течение установленного
срока службы или срока годности товара.

Перечни товаров, на которые изготовитель обязан установить срок службы или срок годности, утверждаются Правительством РФ. Если товар не вошел в указанные перечни, то на такой товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы.

Введение такого различия как обязан и вправе имеет принципиальное значение, так как в соответствии со ст. 14 Федерального закона “О защите прав потребителей”
от того, вошел ли товар в Перечень, утверждаемый Правительством РФ или нет, зависит срок, в течение которого подлежит возмещению вред, причиненный
потребителю.

Так, если на товар должен быть установлен в соответствии c законом срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена
полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы
или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и
здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если же изготовитель был вправе установить на товар срок службы, но не установил его, то вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти
лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно, то с даты изготовления товара.

При этом законом установлено, что вред, причиненный потребителю, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Это положение
имеет принципиальное значение для правильного заключения контракта между изготовителем и продавцом (продавцу необходимо отражать в договоре ответственность
изготовителя за недостатки в информации, чтобы иметь возможность предъявить ему регрессивный иск о возмещении убытков).

При дистанционном способе продажи товара, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в
письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и
условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на
другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на
доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Ответственность
за ненадлежащую рекламу в соответствии с Федеральным законом “О рекламе” несут рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

При установлении факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель в соответствии с законом обязан осуществить контррекламу с использованием тех же
характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. При этом нарушитель в полном объеме несет расходы
по контррекламе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)