Педагогическая психология и педагогика

Практика обучения нуждается в рекомендациях по организации совместной деятельности учащегося и преподавателя в различных реальных ситуациях. Дать ей такие рекомендации — это особая задача. До сих пор нет единого мнения о том, должна ли ее решать прикладная ветвь педагогической психологии или же педагогическая наука. Первую точку зрения разделяет Н. Ф. Талызина, второй придерживались Л. С. Выготский и А.Н. Леонтьев. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что теоретические данные о закономерностях усвоения, полученные на основе анализа некоторой педагогической действительности, должны быть предоставлены в распоряжение педагогической науки, задачей которой является проведение исследований, направленных на реконструкцию педагогического процесса на основе этих данных. Вместе с тем существует критерий, позволяющий достаточно строго разделить педагогическую психологию и педагогику.

Как и психология вообще, педагогическая психология является наукой о «сущем»; эта характеристика относится и к прикладным ее ветвям. Что же касается педагогики, то она есть наука о «должном», это конструкторская наука. Поэтому педагогическая психология выявляет закономерности усвоения человеком социального опыта, тогда как педагогика разрабатывает принципы обучения и воспитания, решает проблемы, связанные с формулированием целей и построением содержания обучения, отбором методов деятельности учащегося и обучающего, определением необходимых видов технических и нетехнических средств и организационных форм обучения. Все это характеризует и взаимоотношения педагогической психологии с педагогической наукой.

Мнение, что задача выработки рекомендаций по рационализации образовательной практики должна быть возложена на прикладную ветвь педагогической психологии, могло возникнуть лишь как результат неучета специфики данной науки и науки педагогики. Фактически при этом производится отождествление двух принципиально различных наук лишь на основании общности их объекта.

Следует иметь в виду, что педагогика использует сведения, поставляемые не только педагогической психологией — фундаментальной и прикладной, но и другими науками. Среди них кибернетика, научная организация труда, дифференциальная психология, физиология, гигиена, дефектология и др Она осуществляет их творческий синтез для построения модели оптимального педагогического процесса, что и оправдывает ее существование в качестве особой науки.
Связь педагогической науки с педагогической практикой осуществляется посредством частных методик.

Отношения педагогической психологии с педагогикой не являются односторонними. Как справедливо указывал Б. Г. Ананьев, «дидактика и частные методики в значительной мере способствовали и способствуют развитию педагогической психологии». Какими же понятиями оперирует педагогическая психология? К сожалению, в настоящее время нет полного соответствия между используемыми исследователями понятиями и обозначающими их терминами. Отдельные понятия имеют несколько названий; нередко одно и то же слово обозначает различные виды содержания (например, «научение», «обучение», «знание», «формирование»). Наиболее значимыми из понятий являются следующие: «приобретение опыта», «усвоение опыта», «учение», «обучение», «учебная деятельность», «воспитание», «знание», «умение», «навык», «способность». В излагаемых ниже темах этого курса будет раскрыто их содержание.

Первые три понятия, однако, заслуживают особого внимания, и принципиальные отношения между ними должны быть выявлены уже сейчас. Это охарактеризует специфику предмета педагогической психологии в сопоставлении его с предметом общей психологии, поскольку она также исследует познавательные процессы.

Приобретение опыта — это наиболее общее явление. Частным случаем приобретения опыта является усвоение; частным случаем усвоения — учение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)