Политические общественные институты

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.
Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

  • политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;
  • материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.
Универсальной структурой государственной власти являются:

  • законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
  • исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
  •  судебные органы;
  • армия и органы госбезопасности;
  • государственная система информации и т. д.

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.
Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство как ядро социологической системы обеспечивает:

  • социальную интеграцию общества;
  • безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;
  • распределение ресурсов и социальных благ;
  • культурно-образовательную деятельность;
  • социальный контроль за девиантным поведением.

Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:

  • традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);
  • преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);
  • сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.
Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).
Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.
Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.
Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:

  • индивидуализм;
  • конституционная форма правления;
  • общее согласие тех, кем управляют;
  • лояльная оппозиция.

В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.
Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.
В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:

  • тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;
  • стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;
  • застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.

В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)