Понятие и основные признаки судебной власти

Конституция Российской Федерации (ст. 10) предусматривает три вида государственной власти: «законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Статья 11 Конституции России предоставляет «право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации». Таким образом, Конституцией России определено, что судебная власть – один из видов государственной власти.

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды.

В «Юридическом энциклопедическом словаре» под ред. А.Я. Сухарева «судебную власть» определяют как «систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие».

В «Юридическом словаре» под ред. А.Н. Азрилияна говорится: «Судебная власть – это способность и возможность специально уполномоченного государственного органа (суда) воздействовать на поведение государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, общественных организаций, физических и юридических лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств».

В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т.д.

Глава 7 Конституции РФ, носящая название «Судебная власть и прокуратура», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Но власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.

Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствование», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо». Власть в публично-правовых отношениях–организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей.

Анализируя понятие «судебная власть», К. Ф. Гуценко пишет: «Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не её исполнитель».

В. И. Швецов считает, что, «исходя из семантики слова, «власть» следует понимать не как орган или систему органов, её осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определённые действия и само выполнение этих действий».

В ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», основываясь на Конституции РФ, указывается: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».

В соответствии с Конституцией РФ и другими законами термин «судебная власть» наполняется правовым содержанием. Нормы Конституции дают основания для правильного понимания сущности рассматриваемого явления. Конституция России провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Концепция разделения властей принадлежит французскому философу и правоведу Шарлю Луи Монтескье, который в своём сочинении «О духе законов» (1748 г.) указал: «В каждом государстве имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем», то есть соединение в одном лице или государственном органе всех видов государственной власти может привести к тирании, и не будет свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. У этой концепции по различным причинам было много сторонников и противников.

В советские времена концепция Монтескье подвергалась жёсткой и предвзятой критике с классовых позиций. К примеру, в учебнике по судоустройству, изданном в 1974 г., говорилось: «Советская наука отвергает как несостоятельную теорию разделения властей, согласно которой судебная власть полностью отделена от власти законодательной и власти исполнительной. Утверждения Монтескье скрывали классовую сущность буржуазного суда, давали возможность сводить деятельность суда к выполнению юридической функции, выражающейся в конкретных актах, но всегда пассивной, что деятельность суда есть одна из форм реализации государственной власти».

Внедрение термина «судебная власть» в российское правоведение и законодательство об устройстве судебной системы имеет свою историю. Этот термин получил признание в период проведения Великой судебной реформы в середине XIX столетия, когда император Александр II, утверждая «Учреждение судебных установлений», в своём рескрипте от 20 ноября 1864 г. установил, что «власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату…». Концепция разделения властей на российской почве прижилась не сразу. Только в конце XIX – начале XX в. о ней заговорили в полный голос, в том числе в университетских аудиториях, как об идее, реализация которой должна была привести к преобразованию России в правовое государство.

После Октября 1917 г. положение круто изменилось, так как был взят курс на всевластие Советов, а впоследствии и на господство командно-административной системы, которая не допускала и не могла допустить какогото разделения государственной власти. На протяжении почти всего XX столетия теория разделения властей и соответственно использование термина «судебная власть» отвергались советской юридической наукой и законодательством.

В период преобразований в России в конце 80-х гг. теория разделения властей получила признание в связи с выдвинутой идеей превращения России в правовое государство. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В п. 13 Декларации было сказано: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

Принцип разделения властей 21 апреля 1992 г. был закреплён в Конституции РСФСР. Конституция РФ 1993 г. считает его лежащим в основе государственной власти (ст. 10).

Из Конституции РФ следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему РФ.

В ч. 2 ст. 118 Конституции РФ указано: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путём установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

ФКЗ «О судебной системе РФ» устанавливает принцип независимости и самостоятельности судебной власти: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону» (ч. 1 ст. 5).

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. Об этом указано в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Правосудие – исключительная компетенция судебной власти.

Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий. В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти её различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений по вопросам судебной практики;
участие в формировании судейского корпуса, содействие органам судейского сообщества и контроль за законностью их решений и др.
Эти полномочия было бы неправильно, как это нередко делается, полностью отождествлять с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

Статья 118 Конституции РФ среди видов судопроизводства не называет судопроизводства, осуществляемого арбитражными судами. Однако судебная власть принадлежит и арбитражным судам, которые действуют на основании ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» с соблюдением процессуальных правил, определённых АПК РФ. Это даёт основания для выделения такого вида судопроизводства, как арбитражное.

Следовательно, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть основана на праве и реализуется путём применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Другое понимание термина «судебная власть» – как суда или системы судов – также правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов при характеристике устройств судебной системы и начал её деятельности (гл. 7 Конституции РФ). Суд как государственный орган обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействовать на поведение людей, а через это – и на процессы, происходящие в обществе. В связи с этим судебную власть можно определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента: во-первых, данная ветвь власти может реализовываться только специально создаваемым государственным учреждением – судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять друг другу.

Судебная власть как определённая функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, её составляют государственно-властные полномочия.

В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, власть толпы, власть общественного мнения, власть средств массовой информации), судебная власть – одна из трёх ветвей государственной власти, установленных Конституцией России и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе. В статье 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» указано на то, что «судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».

3. Исключительность судебной власти – следующий её признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции РФ принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечёт за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

И. Я. Фойницкий, характеризуя судебную власть в России по Судебным уставам 1864 г., различал внешнюю и внутреннюю самостоятельность судебной власти. Внешняя самостоятельность означала независимость судебной власти от всех властей, существующих в государстве, а внутренняя зависела от самих судей, их нравственных качеств, верности закону. «Она есть плод твёрдого убеждения и высокой, безупречной нравственности».

Обособленность судебной власти тесно связана с её независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, не подчинённую при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяется только законом. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность, поскольку призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определённом главами VII и VIII ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (ст. 43 – 83 и ряд статей раздела третьего).

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, по делам в арбитражных судах, производства по административным делам регулируется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Кодексом административного судопроизводства.

6. Осуществление полномочий путём судопроизводства – признак судебной власти, что определено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов: неопределённость в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в Конституционный Суд РФ; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определённым законом; экономический спор, возникший в сфере предпринимательской деятельности, и обращение за защитой в арбитражный суд.

Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться ещё до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя тем самым правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ; ч. 1, 2 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Суд – правоохранительный орган, его деятельность основана на законе и состоит в определённом смысле в оценке той или иной жизненной ситуации с позиций закона, права. В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции России «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Эти разъяснения ориентируют суды общей юрисдикции и арбитражные суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Пленум Верховного Суда РФ даёт судам разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики (обязательные для применяющих закон) и осуществляет контроль за выполнением судами своих руководящих разъяснений.

Конституция РФ 1993 г. говорит о разъяснениях высших судебных органов без прилагательного «руководящие». Подзаконность судебной власти распространяется и на высший судебный орган, его компетенцию и деятельность.

Особой юридической силой обладает толкование Конституции России Конституционным Судом РФ. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

8. Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции её органов, её объёмом, окончательностью решений, принимаемых органами судебной власти, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)