Понятие и состав органов налогового администрирования

Налоговое администрирование – это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля – налоговых инспекций, система управления налоговыми отношениями.
Выделяют два состава налоговых администраций:

  • первый включает Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу
    Российской Федерации;
  • второй состав включает государственную налоговую администрацию, которую составляют
    государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и
    являющиеся участниками отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем что для успешного проведения налоговой политики государства необходима система
организационных мероприятий, понятие “налоговое администрирование” можно рассматривать с двух сторон.
Во-первых, это система органов управления, в которые входят как законодательные, так и
административные налоговые органы. К их основным обязанностям относится процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Такие органы управления должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.
Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и
конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.
Налоговое администрирование является особой сферой деятельности государства, включающей следующие вопросы.

  1. На основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в
    целом составляется план объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу.
  2. Разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ.
  3. Составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе
    внешнеэкономической деятельности.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых
правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по
достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.
В настоящее время для налогового администрирования требуется:

  • максимальная автоматизация процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • централизация и интеграция информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;
  • стандартизация всех функций налогового администрирования;
  • стандартизация и унификация программно-технических комплексов.

Государственная налоговая администрация должна выполнять две основные функции в налоговой сфере:

  • в результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит
    выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. По результатам контрольной деятельности должен делаться вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят;
  • правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во
    всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах, таких как:

  • нарушения законодательства о налогах и сборах и налоговые преступления;
  • принятые меры по пресечению налоговых нарушений;
  • проводимые ими налоговые проверки.

Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в
целях исполнения возложенных на них задач.
Налоговые органы РФ представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
В случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, налоговые органы в пределах
своей компетенции осуществляют контроль:

  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной
    продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства РФ.

В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю
и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его
территориальными органами.
За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль
выполняли:
– с 1991 по 1998 г. – Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России);
– с 1999 по 2004 г. – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России);
– с осени 2004 г. – Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России).
К компетенции Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений относится совершение следующих действий:

  • производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления,
    организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных лиц и лиц без гражданства проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
  • контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися
    предпринимательской деятельностью;
  • получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные
    финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
  • беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого)
    налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности, а также контролировать их выполнение;
  • приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксацией их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта;
  • выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за
    совершение налоговых правонарушений;
  • взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной
    трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами деятельности;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
    обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и
    понятых;
  • в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания,
    назначать экспертизу;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений
    налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
  • осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в
    соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
  • взаимодействовать с органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
  • запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и
    алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
  • проводить осмотр помещений, занимаемых организациями, независимо от
    подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;
  • получать от руководителей и должностных лиц организаций, независимо от
    подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;
  • запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти,
    органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные
    органы Федеральной налоговой службы;
  • проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях,
    принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
  • отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения указания территориальным органам;
  • организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения,
    взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
  • осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на
    Федеральную службу задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
  • осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное
    управление государственным имуществом.

В соответствии с ч. 2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 “О мерах по
реализации Федерального закона “О лотереях” ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции государственного контроля (надзора):
– контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от
проведения лотерей;
– проверку соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2007 г. N 451, ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе функции лицензионного контроля.
Порядок осуществления мероприятий по лицензионному контролю установлен Федеральным
законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля”. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 января 2007 г. N 15, ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в том числе функции лицензионного контроля.
Порядок осуществления мероприятий по лицензионному контролю установлен Федеральным
законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Согласно ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ “О
государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” ФНС России уполномочена осуществлять проверку технического состояния игрового оборудования, а также контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. ч. 1, 2 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.
Порядок осуществления мероприятий контроля установлен Федеральным законом “О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
К компетенции ФНС также относятся функции органа валютного контроля, что обусловило
включение в его компетенцию осуществление полномочий в сфере данного вида контроля; в случае
неявки без уважительной причины налогоплательщика для рассмотрения материалов налоговой
проверки налоговые органы имеют право вынести решение в его отсутствие; в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска. ФНС свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Органы внутренних дел – родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих
борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих общественную безопасность и
правопорядок.
Систему ОВД России возглавляет МВД России. Решение задач, связанных с выявлением,
предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России, возложено на Следственный комитет РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)