Понятие и виды актов исполнительной власти

1. Понятие актов исполнительной власти

Правовые акты исполнительной власти – это вид подзаконных, официальных юридических актов:

  • принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности;
  • оформленных в соответствии с нормами права;
  • содержащих односторонние властные волеизъявления;
  • влекущих юридические последствия.

2. Виды актов исполнительной власти

По юридическому содержанию акты, исполнительной власти делятся:

  • на нормативные акты, изменяющие, устанавливающие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам. К ним относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, окружные, краевые, районные, городские, сельские, поселковые). межведомственные акты, внутриведомственные (в том числе локальные);
  • индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, которые обращены к конкретным лицам;
  • общие акты, которые содержат кратковременные предписания (о переносе призыве на службу, выходного дня и т.п.) или общие требования («усилить», «повысить» и прочие);
  • смешанные (акты, содержащие нормы права и правоприменительные решения или даже общие требования).

В зависимости от субъектов, принявших акты исполнительной власти, они делятся:

  • на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; акты территориальных федеральных органов; приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; постановления и другие акты мэров, губернаторов; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);
  • акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти (приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, постановления судей по делам об административных правонарушениях, акты Центрального банка РФ);
  • акты общественных организаций, делегированные государством властные полномочия.

По форме выражения различают акты:

  • письменные (разновидность служебных документов);
  • устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);
  • конклюдентные – это выраженные в знаках, звуковых и световых сигналах (пример: жесты работника полиции, регулирующего уличное движение).

Исходя из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:

  • методическими;
  • кадровыми;
  • финансовыми;
  • плановыми;
  • учетными и т.п.

В зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:

  • с даты, указанной в акте;
  • с даты, указанной в другом акте;
  • немедленно, с даты подписания, принятия;
  • после государственной регистрации и официального опубликования.

По степени сложности различают:

  • уникальные акты, сложные;
  • простые.

В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся:

  • принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
  • на дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
  • принимаемые при отсутствии выбора.

В зависимости от порядка принятия административные акты подразделяются:

  • единоличные акты;
  • на коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа коллегиального органа).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)