Понятие муниципального правотворчества

Местное самоуправление в любом демократическом государстве является важнейшим элементом публичной власти и для решения вопросов местного значения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органы и должностные лица местного самоуправления наделены правом издавать правовые акты.
Принятие правовых актов всегда связанно с определенной процедурой, которую принято называть «правотворчество».
На современном этапе развития нашего государства и местного самоуправления можно утверждать о наличии особого, наиболее приближенного к населению вида правотворчества – муниципального правотворчества.
«Муниципальное правотворчество» – сложное комплексное понятие, долгое время не имевшее четко сформулированного определения. Применительно к понятию правотворчества в большинстве случаев речь шла о правотворчестве государства или уполномоченных государственных органов.
Так, С.С. Алексеев называет правотворчество одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
В широком смысле муниципальное правотворчество – это деятельность, осуществляемая в установленном порядке уполномоченными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления и населением муниципальных образований по созданию, изменению, отмене правовых норм.
А.А. Джагарян предлагает рассматривать муниципальное правотворчество как осуществляемую населением непосредственно или при его широком участии органами местного самоуправления правотворческую деятельность, суть которой состоит в выявлении и систематическом регулятивном обеспечении правовых потребностей местного сообщества в их непротиворечивом единстве с правовыми потребностями государства в целом.
Признаки муниципального правотворчества.

  1. Муниципальное правотворчество является подзаконным правотворчеством, поскольку пределы муниципального правотворчества ограничиваются федеральными и региональными правовыми актами.
    Характер и объем муниципального правотворчества напрямую зависят от государственного правотворчества. Именно федеральное законодательство устанавливает пределы компетенции муниципального образования, закрепляя перечень вопросов местного значения.
    Отсюда можно говорить и о том, что муниципальное правотворчество имеет преимущественно регулятивный характер.
  2.  Муниципальное правотворчество является формой реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
  3.  Муниципальное правотворчество осуществляется в строго установленном порядке (стадии муниципального правотворчества).
  4.  Муниципальное правотворчество осуществляется с учѐтом исторических и иных местных традиций, что подчѐркивает социальную природу муниципальной власти.
  5.  Муниципальное правотворчество – наиболее демократичный вид правотворчества, в связи с его приближенностью к населению.
    Учитывая приближенность местного самоуправления к населению, можно говорить о том, что муниципальным правовым актам присуща особая социальная роль. Именно на муниципальном уровне при разработке и принятии правовых актов органов местного самоуправления существует возможность прямого участия населения в правотворческом процессе. Это проявляется, прежде всего, в том, что именно на уровне муниципального образования имеет место закрепленная законом правотворческая инициатива граждан, так и не получившая, к сожалению, должного признания населением нашей страны. Кроме того, социальная значимость муниципальных правовых актов связана и с кругом вопросов, которые они призваны регулировать.
  6. Муниципальное правотворчество имеет особый предмет регулирования – вопросы местного значения и делегированные муниципальному образованию отдельные государственные полномочия.
  7. Муниципальному правотворчеству присуща мобильность.
    Это выражается в том, что: а) поскольку муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству и законам субъектов РФ (за что органы местного самоуправления и должностные лиц местного самоуправления несут ответственность) муниципальным образованиям приходится оперативно реагировать на все изменения в законодательстве и приводить собственные правовые акты в соответствие; б) учитывая динамичность жизни, формирование новых общественных отношений, развитие разного рода технологий, требующих соответствующего правового регулирования муниципальные образования принимают правовые акты.
  8. Муниципальное правотворчество ограничено пространственным пределом, поскольку муниципальные правовые акты, имеют юридическую силу только в границах территории конкретного муниципального образования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)