Территориальные основы местного самоуправления

В современных условиях любое государство не имеет возможности реализовывать все свои управленческие функции непосредственно из центра,в связи с этим возникает необходимость передачи их на местный уровень. Это обуславливает необходимость в территориальном делении государственного образования, предполагающем выделение внутренних территорий, в пределах которых осуществляется публично-властные функции, выполняемые (применительно к муниципальному уровню власти) органами публичного муниципального управления.
В теории муниципального права выделяются два способа организации управления в территориальных единицах: способ децентрализованного управления и способ деконцентрированного управления.
Способ деконцентрированного управления предполагает осуществление публичных функций в пределах поселений местными органами публичной власти государства.
Деконцентрированное управление характеризуется следующими признаками:

  1. Местные государственные органы и должностные лица назначаются вышестоящими государственными органами и действуют в интересах государства.
  2. Местные государственные органы и должностные лица подотчетны вышестоящим органам государственной власти.
  3. Местные государственные органы могут быть распущены и должностные лица отстранены от должности вышестоящими органам государственной власти.
  4. Местные государственные органы и должностные лица наделяются полномочиями по распоряжению материальными и финансовыми средствами от имени государства.

Способ децентрализованного управления предполагает осуществление публичных функций в пределах поселений самостоятельными органами публичной власти муниципальных образований.
Децентрализованное управление характеризуется следующими признаками:

  1. Муниципальные органы и должностные лица избираются населением либо его представителями.
  2. Муниципальные органы и должностные лица действуют в интересах населения соответствующего муниципального образования, которому они и подотчетны.
  3. Муниципальные органы могут быть распущены, а муниципальные должностные лица отстранены от должности при соблюдении специфических муниципально-правовых формальностей.
  4. Муниципальные образования наделяются на праве собственности муниципальным имуществом и финансовыми средствами.

В настоящее время в Российской Федерации используется способ децентрализованного управления на местах.
Что касается непосредственно территориальной организации местного самоуправления, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в границах муниципальных образований.
Система правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления (порядок определения границ муниципальных образований, изменение, создание, преобразование муниципальных образований, их объединение, изменение статуса, упразднение) – это территориальные основы местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 г. установил виды муниципальных образований в России:

  • поселения: городские и сельские;
  • муниципальные районы;
  • городские округа (в т.ч. территории внутригородских районов);
  • в городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов;
  • внутригородские территории городов федерального значения.

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение – это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ с внутригородским делением – это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.
Внутригородской район – это внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.
Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Межселенная территория – это территория, находящаяся вне границ поселений;
Таким образом, муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Принципы территориальной организации местного самоуправления:

  • осуществления местного самоуправления на всей территории России;
  • эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации;
  • подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населения, который также требует максимально ограниченной территории;
  • доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени также требует максимально ограниченной территории;
  • учета мнения населения, проживающего на данной территории;
  • учета исторических, социально-этнических и иных местных традиций;
  • невозможности лишения населения права на осуществление местного самоуправления независимо от его численности в границах муниципального образования.

Исследование норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о фактических различиях в правовом статусе разных видов муниципальных образований. Это проявляется в следующем:

  • установлено разное соотношение административно-территориальных единиц и вида муниципального образования;
  • установлены разные критерии создания муниципальных образований (например, критерий транспортной доступности действует только в отношении муниципальных районов; пешеходной – сельских поселений); упраздняться или создаваться могут только сельские поселения;
  • установлены разные перечни вопросов местного значения; об отдельных государственных полномочиях говорится в контексте муниципальных районов и городских округов;
  • определены разные организационные модели местного самоуправления, основанные на разных механизмах формирования органов местного самоуправления, а также их взаимоотношений между собой;
  • существуют значительные различия в сфере бюджетных отношений; установлены разные доходные источники для разных типов муниципальных образований, в распределении межбюджетных трансфертов;
  • в муниципальной собственности могут находиться разные имущественные объекты.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)