Понятие, задачи, права и обязанности налоговых органов Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-11 «О налоговых органах РФ» налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ.

Указом Президента РФ Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

Налоговые органы представляют трёхзвенную систему:

  • высшим звеном системы является Министерство РФ по налогам и сборам;
    среднее звено образуют налоговые органы по субъектам РФ;
  • низовое звено – налоговые органы районов, городов (исключая города в составе районов в городах) и районов в городах.

В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Федеральная налоговая служба РФ возглавляется министром РФ, назначаемым Президентом РФ. Руководитель налоговой службы РФ имеет заместителей, назначаемых по его представлению Правительством РФ. 

Начальники налоговых органов по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются руководителем Федеральной налоговой службы РФ. Начальники налоговых органов по другим административно-территориальным образованиям назначаются начальниками вышестоящих налоговых органов.

На должности работников налоговой службы РФ всех уровней назначаются лица, отвечающие требованиям квалификационных характеристик должностей работников, в порядке, устанавливаемом руководителем налоговой службы РФ.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, ФКЗ, Налоговым кодексом РФ и другими ФЗ, Законом «О налоговых органах РФ» и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, международными договорами РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Органы внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Задачи, права и обязанности налоговых органов указаны в главе 2 Закона «О налоговых органах РФ».  Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных Законом «О налоговых органах РФ», иными ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ. 

В соответствии со ст. 7 Закона «О налоговых органах РФ» налоговым органам предоставляется право:

  • в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ, в бюджетную систему РФ, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
  • осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий её регистрации и применения, которые определяются законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт, за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводить проверки выдачи кассовых чеков; налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт;
  • осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном ФЗ, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего приём денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего приём денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
  • осуществлять контроль за соблюдением платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ «О национальной платёжной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), использованию платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчётов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований;
  • контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
  • осуществлять налоговый контроль путём проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • в целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  • обследовать с соблюдением соответствующего законодательства РФ при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему РФ, нарушений законодательства РФ, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований;
  • в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
  • выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  • взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктуризованную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы РФ.

Налоговые органы обобщают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности РФ, в налоговые органы в соответствии с ФКЗ, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту РФ и в палаты Федерального Собрания РФ.

В соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции налоговые органы представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высших должностных лиц субъектов РФ.

При наличии согласия работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием налоговые органы представляют в государственные органы имеющиеся у них сведения о размере и об источниках доходов указанных лиц в случаях и порядке, определяемых нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ.

Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, ФЗ и иным нормативным правовым актам. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными ФЗ.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом РФ и иными ФЗ.

Порядок обеспечения налоговых органов РФ служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем, дошкольными и общеобразовательными учреждениями устанавливается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счёт средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет – разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Ущерб, причинённый имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объёме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины. Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом РФ. На службу в налоговые органы принимаются граждане РФ, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Принятым в налоговые органы присваиваются классные чины инспектора налоговой службы I, II и III ранга, советника налоговой службы I, II и III ранга, государственного советника налоговой службы I, II и III ранга, главного государственного советника налоговой службы. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)