Последовательность подготовки и составления бизнес-плана

Рассмотрим основные правила оформления и структуру Вашего будущего бизнес-плана. Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана.

Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка Вашего бизнес-плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем бизнес-план крупного производства.

Обложка (титульный лист)

Народная мудрость гласит: по одежке встречают, а провожают по уму. Поэтому если Вы хотите сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то начните с обложки.

Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом Вашей фирмы. Это придаст Вашему бизнес-плану определенную солидность.

В то же время сделайте обложку как можно проще. Укажите себя, т. е. Ваше предприятие, организацию или того, кому Вы адресуете Ваше предложение, дату представления плана.

  1. Информация о Вашем предприятии:название предприятия, юридический адрес предприятия, номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются), e-mail, Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.
  2. Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.
  3. Размер необходимых инвестиций – текущие и ожидаемые потребности.
  4. Если возможно, укажите Ваших поручителей.

Оформление

При оформлении не заполняйте страницы большими объемами текста, таблиц и графи-ки, иначе это оттолкнет Вашего читателя (например, потенциального инвестора). Поэтому распечатывайте бизнес-план только с одной стороны листа либо через 1,5 интервал, либо неболь-шими абзацами через 1 интервал, пропуская между ними 1,5–2 интервала.

Основной текст лучше сделать 12–14 размера шрифта Times New Roman или Arial. Заголовки выделите или подчеркните. Распечатывайте бизнес-план на струйном или лазерном принтере (матричные принтеры непопулярны уже несколько лет) – это придаст Вашему бизнес-плану более солидный и респектабельный вид.

Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой.

В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты Вашего бизнес-плана с указанием страниц по тексту.

Содержание (структура) бизнес-плана

Что же должно входить в содержание Вашего бизнес-плана? Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разде-лы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана.

Деловое резюме

После титульного листа и содержания Вашего бизнес-плана следует резюме. При написании ему следует уделить особое внимание. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале – между второй и пятой страницами бизнес-плана.

Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в оп-ределенном смысле представляет собой «визитную карточку» Вашего дела. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую Ваши инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому Вам следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.

В резюме Вы должны в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

  • основные задачи бизнес-плана;
  • привлекательность вашего бизнеса;
  • Ваши перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
  • процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
  • размер требуемого капитала.

Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Никогда не пренебрегайте этим разделом – именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.

Анализ рынка

Во-первых, данный раздел подготавливает Вашего читателя (инвестора) к лучшему пониманию того, что Вы ему предлагаете, т. е. как Ваше предприятие вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится Ваш бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:

  • возможности роста бизнеса;
  • названия новых продуктов, разработок и услуг;
  • экономические тенденции в отрасли;
  • перспективы и тенденции в сфере Вашей деятельности.

Во-вторых, Вы должны описать:

  • основных потребителей Вашей продукции;
  • основные рынки сбыта (в т. ч. Ваши сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее);
  • факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.);
  • основные тенденции и прогнозируемые изменения на Ваших основных рынках сбыта;
  • результаты анализа рынка;
  • Вашу рыночную стратегию развития предприятия.

Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг

В этом разделе Вы должны подробно описать:

  • Вашу продукцию или комплекс услуг;
  • способность удовлетворять рыночные потребности;
  • достоинства и недостатки Вашей продукции (услуг);
  • уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов;
  • жизненный цикл продукта (услуг);
  • торговые секреты, патенты, авторские права;
  • исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем);
  • Ваше предприятие, его организационно-правовую форму;
  • основные и оборотные средства Вашего предприятия;
  • общую потребность в капитале.

Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т. ч.:

  • стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия);
  • выявление условий снабжения и производства продукции;
  • Ваши каналы сбыта продукции;
  • организация сбыта продукции;
  • рекламная политика продукции или услуг;
  • ценообразование на продукты (услуги).

Производство

В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса.

Определение потребности в ресурсах, в т. ч.:

  • производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение);
  • Ваши производственные мощности;
  • оборудование и оснастка;
  • персонал;
  • капитал;

Планирование потребности в оборотных средствах:

  • сырье и материальные ресурсы;
  • топливо и энергия;
  • инструменты;

Описание:

  • технологии;
  • сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану);
  • схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия);

Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).

Структура Вашего предприятия. Управление. Персонал

Структура Вашего предприятия:

  • организационно-правовая форма;
  • организационная структура (отражает кто и чем будет заниматься, взаимодействие служб друг с другом, координация и контроль их деятельности);

Управление:

  • группа управления (их образование, опыт и стаж работы, автобиографии, функции, права и обязанности, полезность и необходимость на предприятии);
  • Ваши консультанты (если есть);
  • методы управления.

Персонал:

  • структура и штатная численность персонала;
  • права, обязанности и основные функции ваших работников;
  • средняя заработная плата;
  • требования при найме работников;
  • социальные гарантии, льготы.

Оценка риска и страхование

Данный раздел, как правило, разбивается на две части:

  1. Определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности Вашего предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;
  2. Решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).

Финансовый прогноз Ваших будущих действий

Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Вам необходимо составить:

  • баланс денежных расходов и поступлений;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств;
  • график достижения безубыточности;
  • рассчитать срок окупаемости Вашего бизнеса;
  • определить сумму требуемого вам капитала;
  • рассчитать прибыль и рентабельность производства и пр.

Приложения

В качестве заключения к бизнес-плану Вы должны сделать необходимые приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на Вашего будущего инвестора.

Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:

  • библиографию;
  • примечания по тексту;
  • статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;
  • графики;
  • чертежи;
  • копии контрактов и соглашений;
  • глоссарий терминов;
  • рекомендации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)