Познавательные психические процессы. Мышление

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые закономерные связи между явлениями. Закономерности, внут­ренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосред­ствованно: во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних устойчивых взаимосвязей.

Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредствованно, сопо­ставляя факты, делая умозаключения. Человек, не видя элементарных частиц, опосредованно познал их свойства.
Обобщенная и опосредствованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших собы­тий, а астроному— заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщен­ные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ори­ентацию в мире.

Мышление — психический процесс обобщенного и опосред­ствованного отражения устойчивых закономерных свойств и от­ношений действительности, существенных для решения познава­тельных проблем, схематической ориентации в конкретных ситу­ациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое поле, классификационно-оценочные этало­ны индивида, его обобщенные оценки.
В процессе исторического развития человечества мыслитель­ные акты стали подчиняться системе логических правил. Мно­гие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сфор­мировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: суждения, понятия, умозаключе­ния (правила взаимосвязи этих форм мышления изучаются фор­мальной логикой).
Как психическая деятельность, мышление является процес­сом решения задач. Этот процесс имеет определенную структу­ру — стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущей ему стратегией мышле­ния — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, по­знавательными установками и категориальной структурой (се­мантическим пространством).

Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой прак­тики в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.Мысль формируется посредством ее речевого формулирования.

Классификация явлений мышления.

В многообразных явлениях мышления различаются:

  • мыслительная деятельность — система мыслительных дей­ствий, операций, направленных на решение определенной за­дачи, проблемы;
  • мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрак­ция, классификация, систематизация и конкретизация;
  • формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;
  • виды мышления: практически-действенное, наглядно-образ­ное и теоретически-абстрактное.

По содержанию различается практическая, научная и художе­ственная мыслительная деятельность.

По операционной структуре мыслительная деятельность под­разделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодей­ствия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязан­ные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналити-ко-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, дока­зательность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышле­ния индивида, его интеллектуальные особенности.

Мыслительные операции. Мыслительная деятельность осуще­ствляется в виде переходящих друг в друга мыслительных oпераций: сравнение — обобщение — абстракция — классифика­ция — конкретизация. Мыслительные операции — это мысли­тельные действия.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тожде­ство и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элемен­тарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отноше­ния, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости объектов позна­ния). На основе сравнения делаются обобщения.
Обобщение — свойство мышления и в то же время централь­ная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный, уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обоб­щение второго, более высокого уровня, когда в группе предме­тов и явлений выделяются существенные общие признаки. Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства. Элементарные обобщения совершаются на основе сравне­ний, а высшая форма обобщений — на основе вычленения су­щественно общего, раскрытия закономерных связей и отноше­ний, т. е. на основе абстракции.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — операция от­ражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» пред­мет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредствен­ные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуще­ствляются классификация, систематизация и конкретизация.
Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отноше­нии, систематизация иногда допускает выбор в качестве осно­вания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абст­рактного к конкретному.

Конкретизация — познание целостного объекта в совокупно­сти его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия кон­кретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно-конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое осво­ение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

Формы мышления. Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления: сужде­ние, умозаключение и понятие.
Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении, например: «Сократ — древнегреческий философ». Суждение — такое предложение, в котором утверждается вза­имосвязь объекта и его свойства. Связь явлений отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении пред­метов и их свойств различаются следующие виды суждений: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Ива­нов не совершал преступления»). Истинность системы суждений — предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения является мо­тивация и целенаправленность суждений индивида.
В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность. Оперирование тем общим, что заключено в единичном, осуществляется в умозаключении. Мышление развивается в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции, индуктивных и дедуктивных умозаключений.

Дедуктивное умозаключение — отражение общей связанности явлений, понимание частного случая в свете общих взаимосвязей. Профессор медицины Эдинбургского университета Белл поразил однажды Конан Дойла (будущего создателя образа знаменитого сыщи­ка) своей тонкой наблюдательностью, способностью обобщенно ин­терпретировать конкретные явления. Когда в кабинет вошел очеред­ной больной, Белл спросил его:

— Вы служили в армии?

— Так точно! — ответил пациент.
— В горно-стрелковом полку?
— Так точно, господин доктор.
— Недавно ушли в отставку?
— Так точно! — ответил больной.
— Стояли на Барбадосе?
— Так точно! — изумился отставной сержант.
Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учти­вым, при входе в кабинет все же не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности
Индуктивное умозаключение — это вероятностное умозаключе­ние: по отдельным признакам некоторых явлений делается суж­дение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобще­ние без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются суще­ственные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. (Так, со­ временное понятие «строение атомного ядра» дало возможность практического использования атомной энергии.)

Итак, в мышлении моделируются объективные существен­ные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.

Виды мышления. Практически-действенное, наглядно -об­разное и понятийное, теоретически-отвлеченное — таковы вза­имосвязанные виды мышления. В процессе исторического раз­вития интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе по­степенно возникла специальная теоретическая наука — геомет рия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практи­ кой (нет ничего практичнее, чем правильная теория).

Мышление отдельных людей также подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоре­тическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. (Так, бытовые дела требуют наглядно-действенного и образного мышления, а доклад на научную тему— теоретического мышления.)
По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: практическую, художественную и научную.

Структурная единица практического (оперативного) мышле­ния — действие; художественного — образ; научного — понятие.

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полко­водца»), многие психологи за единственный образец умствен­ной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллекту­альных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преиму­щественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступ­ление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило пол­ностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптималь­ное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляцион­ных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, с большим само­обладанием в напряженных условиях деятельности.
В зависимости от глубины обобщенности различают эмпи­рическое и теоретическое мышление.
Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает пер­вичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание пред­ставляет собой низшую, элементарную ступень познания.
Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, ис­следует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение теоретических моделей, создание тео­рии, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразова­тельную деятельность человека.

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмичес­кое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее уста­новленные правила, общепринятую последовательность дей­ствий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление — стратегическое мышление при решении нестандартных задач.

Закономерности мышления.

  1. Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы; условием его возникнове­ния является проблемная ситуация — обстоятельство, при кото­ром человек встречается с чем- то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефи­цитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит пре­одолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.
  2. Основным механизмом мышления, общей закономернос­тью его динамики является анализ через синтез: выделение но­вых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включа­ется во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». Процесс познания начинается с первичного синтеза — вос­приятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез. При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие рас­крыть в исходной информации скрытую информацию. Обнару­жение в исходной ситуации ключевого, существенного призна­ка позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности-невозмож­ности и необходимости. В условиях дефицита исходной информации человек дей­ствует не методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска — оптимальную схему достижения цели. На­значение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестан­дартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами — эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использо­вание аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; вре­менное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные разрывы. Итак, анализ через синтез — познавательное «развертыва­ ние» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспе­риментирование с ним, исследование его в свете высоковероят­ностных предположений.
  3. Обоснованность мышления. Требование обоснованности мышления обусловлено фундаментальным свойством матери­альной действительности: каждый факт, каждое явление подго­тавливаются предшествующими фактами и явлениями. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована бо­лее общей мыслью.
  4. Селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способ­ность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механи­ческий перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизи­рованы, сведены в иерархически организованные структуры.
  5. Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение) — предвосхищение развития событий. Человек способен предви­деть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Про­гнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятност­ном прогнозировании.
  6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — критичес­кая самооценка субъектом хода своего мышления. Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъек­та, так и взаимоотражение партнеров по общению.
  7. Структурность — закономерная поэтапность при решении нестандартных задач. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совер­шается в виде последовательного ряда этапов.

Первый этап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов.

Акт мышления при этом начинается с осознания противоре­чивости, неоднозначности исходных условий деятельности, не­обходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефи­цита, формирует познавательную мотивацию.

Происходит объективизация неизвестного — начинается по­ иск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкива­ет субъекта на соответствующую сферу познания — формулируется познавательная проблема.

Формулировка проблемы — начало взаимодействия субъекта познания с объектом познания.

Если проблема взаимодействует с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача — структурно организован­ная проблема. При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.

Определить задачу — значит выделить в проблемной ситуа­ции стартовые условия познавательной деятельности. Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в задачу — первый, исходный акт познавательно-поисковой деятель­ности. Познавательный вопрос задачи определяет познаватель­ную цель, а последняя — необходимую систему действий. При этом устанавливается, что можно узнать из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска.
Все познавательно-поисковые задачи по объективному со­держанию делятся на три класса:

  • задачи на распознавание (установление принадлежности данного явления к определенному классу объектов);
  • задачи на конструирование;
  • задачи на объяснение и доказательство.

Объяснение — использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений. Чаще всего это прием логическо­го следования.
Доказательство — мыслительный процесс утверждения истин­ности какого-либо положения (тезиса) системой других аксиома­тических суждений. При этом изыскивается система связующих аргументов, подводящих к итоговому выводу.
Задачи на доказательство решаются тремя путями:

  • ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчи­вые структурные взаимосвязи;
  • выявлением устойчивых взаимосвязей объектов и их сто­рон;
  • выявлением функциональных взаимосвязей объектов.

Мыслительные задачи подразделяются на простые и слож­ные.

Простые задачи — задачи типовые, стандартные. Для их ре­шения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллек­туальный поиск здесь состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навы­ки, привычные схемы действий.

К сложным задачам относятся нетиповые, нестандартные задачи; к наиболее сложным — эвристические задачи с неполны­ ми исходными данными, возникающие в многозначных исход­ных ситуациях (например, при расследовании неочевидных пре­ступлений). При этом первоочередным эвристическим действи­ем является расширение информационного поля задачи путем преобразования исходной информации. Один из приемов этого преобразования — дробление пробле­мы на ряд частных проблем, формирование «дерева проблем».

При решении нестандартных задач ориентировочная основа действий является неполной. При этом должен быть изыскан сам способ решения задачи. Второй этап решения нестандартной задачи — выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявле­ния определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями — гипотезами. Если задача — информационная система с рассогласованны­ ми ее элементами, то гипотеза — первая проба согласования ее элементов. На этой основе человек мысленно изменяет про­блемную ситуацию в определенном системном направлении.
Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) — высокове­роятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления — основа гипотетико-дедуктивно-го метода познания.

Гипотеза используется в тех случаях, когда причины явления недоступны опытному исследованию и исследованы могут быть лишь его следствия. Выдвижение гипотезы (версии) предваря­ется исследованием всех доступных наблюдению признаков яв­ления, предшествующих, сопутствующих и последующих обсто­ятельств события. Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных ин­ формационных ситуациях — при наличии концептуально сопо­ставимых исходных данных, служащих основанием для высоко­ вероятностных предположений.

Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы:

  • гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами;
  • необходимо выдвигать возможно меньшее количество ги­потез с возможно большей связью между ними;
  • из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочти­тельнее та, которая более единообразно объясняет серию фак­тов;
  • противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истин­ными;
  • гипотеза должна быть основана на теоретических знаниях. В различных отраслях практики возникают специфические особенности решения задач индуктивно-гипотетическим мето­дом. Так, в следственной практике широко используются типо­вые версии.

Итак, гипотеза — информационно-вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти эле­менты с целью восполнения недостающих звеньев реконструи­руемой системы.

Осуществляя модельно-вероятностный способ исследования события, субъект использует различные методы: аналогию, ин­терполяцию, экстраполяцию, интерпретацию, мысленный эксперимент.

Аналогия (от греч. analogia — сходство) — сходство различных явлений в каких-либо отношениях, на основе которого делается вывод о возможном наличии у исследуемого объекта определенных свойств. Метод аналогии — отражение наиболее распространен­ных связей и отношений.

Сходные в одном отношении объекты, как правило, бывают сходны и в другом. Однако цо аналогии можно получить лишь вероятностное знание. Предположения по аналогии должны подвергаться проверочным действиям. Чем в большем числе существенных свойств сходны объекты, тем выше вероятность их сходства и в других признаках. (Различаются аналогия свойств, аналогия отношений и аналогия изоморфизма.)

Методом интерполяции (от лат. interpolatio — изменение, ис­кажение) по ряду данных значений находится функция проме­жуточных значений. (Так, установив определенную зависимость в числовой последовательности, мы можем заполнить числовой пробел: 2, 4, 8, 16, (?), 64.)
Проблемные ситуации, разрешаемые методом интерполя­ции, допускают нахождение логически обоснованных промежу­точных элементов системы. Однако интерполяционный метод ликвидации «пробела» возможен только при определенных ус­ловиях: интерполяционная функция должна быть довольно «гладкой» — обладать достаточным числом не слишком быстро возрастающих производных. При чрезмерно быстром их возрас­тании интерполяция затрудняется (2, 4, (?), 128).

Метод экстраполяции (от лат. extra — сверх и polire — отде­лывать) — обобщение явления в целом по его части.

Метод интерпретации (от лат. interpretatio — посредниче­ство) — истолкование, раскрытие смысла события.

Вероятностные информационные модели увязывают отдель­ные стороны исследуемого события в пространственно-времен­ном и причинно-следственном отношениях. Так, при расследо­вании происшествий с криминальными признаками актуализи­руются следующие вопросы. Какие действия должны были совершиться в данных условиях? При каких условиях эти дей­ствия могли быть выполнимы? Какие следы, признаки, послед­ствия и где должны были появиться?

Итак, вероятностное моделирование — второй необходимый этап решения нестандартных задач. Он завершается выведением всех возможных и необходимых следствий из выдвинутой гипотезы.

Третий этап решения задачи — проверка выдвинутых из гипо­тезы следствий. Она осуществляется в разных сферах деятельно­сти различными специфическими средствами.
Так, например, следователь, расследуя происшествие, экстраполи­рует все возможные следствия из каждой версии на имеющиеся факти­ческие данные; существенное значение при этом имеет воссоздающее воображение следователя — его способность образно представить дина­мику реально происходившего события; те его признаки, которые неиз­бежно должны отразиться в окружающей среде; способность следовате­ля оценить и объяснить фрагменты явления в свете логики целого.

Если при выдвижении гипотезы, версии мысль идет от част­ного к общему, то при ее проверке — от общего к системе част­ных проявлений, т. е. используется дедуктивный метод. При этом должны быть проанализированы все необходимые и возможные проявления общего в частном.

На четвертом, заключительном этапе решения задачи по­лученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого со­ бытия формируется в результате проверки такой гипотезы, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.

Интеллект человека (от лат. intellectus — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индиви­да, уровень его познавательных возможностей, механизм пси­ хической адаптации индивида к жизненным ситуациям, по­нимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

Еще в начале XIX в. немецкий астроном Ф. В. Бессель утвер­ждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце XIX в. американский психолог Дж. Маккин Кеттел (1860—1944) выступил в качестве основоположника научной тестологии, раз­работав систему тестов, направленных на выявление психичес­ких возможностей индивида, в том числе и интеллектуальных (ментальных).

Формировалась научная концепция человеческого интеллек­та. Развитие интеллекта (умственного возраста) исследовалось французским психологом А. Бине (1857—1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития (IQ) был немец­кий психолог В. Штерн (1857—1938)2.

В 1937 г. Д. Векслером была создана первая шкала интеллек­ та для взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания состоят из рисунков и геометрических фигур. Успех испытуемо­ го определяется количеством правильно выполненных заданий.

Современная психология рассматривает интеллект как ус­тойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в на­чале XX в. английский психолог Ч. Э. Спирмен (1863—1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выд­винул двухфакторную теорию интеллекта. В нем выделялся об­щий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяю­щие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. Гил-форд выделил 120 факторов интеллекта и представил его струк­туру в виде кубической модели (рис. 27).

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии, которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуи­тивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях. Они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности. Другие замыкаются на первой при­шедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки. Их мышление бессистемно, оно перекрывается им­пульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотип­ но, излишне стандартизировано.

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логич­ность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследо­вать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотно­шениях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенден­цию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятству­ет решению творческих задач, требующих необычного, нешаб­лонного подхода (дивергентность мышления).

Косность мышления обнаруживается, например, при решении сле­дующей задачи: зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соедине­ния этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть реше­на только при условии выхода за пределы этих точек.

Логичность мышления характеризуется строгой последова­тельностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способнос­тью использовать в нужный момент такие факты, закономерно­сти, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их кри­тической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказы­ваться от начатых действий, если они противоречат требовани­ям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить воп­рос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Негативным качеством интеллекта является ригидность мыш­ления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаб­лонным оценкам.
Различное содержание деятельности требует развития опре­деленных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индивида к новому, к акту­альным проблемам — его креативность, отсутствие у него ксе­нофобии, т. е. боязни нового, непривычного.

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (на­пример, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качества ума индивида — предвидение воз­можного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты ин­теллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого пере­носа знаний.
В тоталитарных социальных режимах у конформных инди­видов формируется так называемое щелевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житей­ских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие сте­реотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании интел­лекта, так и в структуре интеллекта, в его организации.
Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии. Они выражаются в нару­шении всей психической системы личности — его мотивационных, целеобразуюших и целедостигающих регуляционных механизмов. Наиболее типичные признаки нарушенности ин­теллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушения в целеобразовании и программировании дей­ствий, контроля за их исполнением;
  • нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.);
  • нарушение гипотетической деятельности
  •  нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.);
    нарушение гипотетической деятельности действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)