Познавательные психические процессы. Память

Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию и избирательно ее актуа­лизировать, использовать для регулирования поведения — ос­новное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие инди­вида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обес­печивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.
Начало экспериментального изучения памяти было положе­ но в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб-бингауза (1850—1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Эббингауз вывел «кривую за­ бывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучивани­ ем нового материала.
В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машин­ного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-рекон­структивным сохранением материала. Человеческая память под­вержена непрерывному влиянию социокультурных факторов.
В процессе развития индивид все в большей мере ориентиру­ется на смысловые связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от струк­туры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей.
Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.
Эпизодическая память автобиографична: в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.
Семанти­ческая  память нацелена на категориальные структуры, сфор­мированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умствен­ных действий и построения языка.
От особенностей запоминаемого материала зависят способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образо­ваний из смысловых опорных точек.
Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памя­ ти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической зависимости.
Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, т. е. способность устанавливать вза­имосвязи, и является основой памяти. Память во взаимодей­ствии с мышлением обеспечивает смысловую концептуализированность отражаемого мира.
Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его теку­щего использования называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий).
Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развеше­ но «на крючках» ассоциаций.
Основа хорошей памяти — установление прочных ассоциа­ций. Люди лучше всего запоминают то, что связано с их житей­скими заботами, профессиональными интересами. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо извест­ных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка — самый неэффективный способ запоминания.
Трудности памяти — скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует. Забывается не сама информация, а затрудняется доступ к ней.
Фонд человеческой памяти пластичен: с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях ее памя­ти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную жизнедея­тельность человека, отвечает его жизненной стратегии.
Операциональная система поведения и деятельности человека, его умения и навыки — это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повто­рении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функ­циональный комплекс.
Память, интеллект, чувства и операциональная сфера инди­вида — единое системное образование.
Память — интегрированный психический механизм структур­ного самосохранения личности. Нарушения памяти — нарушения личности.
Нейрофизиологические основы памяти. Физиологические ме­ханизмы памяти — образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, вос­произведение и забывание.
Условие успешной выработки нервных связей — значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориенти­ровочной деятельности, отражение в очаге оптимального воз­буждения коры головного мозга.
Наряду с индивидуальной памятью в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована в таламогипоталамическом комплексе. Здесь нахо­ дятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые, центры удовольствия и агрессии.
Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тос­ки, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные.
 В двигательной зоне записаны коды эмоционально-импульсив­ных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений).
Зоной подсознательно-субъективного опыта индивида яв­ляется лимбическая система — здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы: эмоциональные установки данного индивида, его привычки и всевозможные психические комплексы. Здесь локализована долговременная поведенческая память индивида, все то, что определяет его при­родную интуицию.
Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры. Лобные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую. У пациентов с хирургически расщепленными полушариями мозга резко ослабляется память — сенсорные возбуждения, до­ходящие до правого полушария, не замыкаются на словесно-логическом уровне, обеспечиваемом левым полушарием.
Функциональная асимметрия в деятельности полушарий — принципиальная особенность мозга человека, отражающаяся на всех его психических процессах, в том числе и на процессах па­мяти. Каждое полушарие и каждая зона мозга вносят свой вклад в систему мнемической (от греч. mneme — память) деятельности.
Из огромного массива долговременной памяти необходимая информация извлекается определенными способами, которые зависят от особенностей хранения данной информации, ее си­стематизированное, понятийной упорядоченности.
По современным представлениям, формирование энграмм (нервных связей) проходит две фазы. На первой фазе происхо­дит удержание возбуждения. На второй — его закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах — межклеточных образованиях.
и настоящее время особенно широко исследуются физиоло­гические основы памяти на биохимическом уровне. Следы непос­редственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в тече­ние определенного времени, необходимого для биохимических процессов — соответствующих изменений на молекулярном уровне.
Количество специфических изменений в молекулах рибонук­леиновой кислоты (РНК), содержащейся в одной клетке, ис­числяется 1015. Следовательно, на уровне одной клетки может быть выработано огромное количество запечатлений.
Изменения в молекулах РНК связывают с оперативной памя­тью. Изменения в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) — с долговременной памятью (в том числе и с видовой). Физиологической основой памяти является изменение биохи­мической активности отдельных нейронов и формирование нейронных ансамблей.
Базовой предпосылкой функционирования процессов памя­ти является оптимальный тонус коры, обеспечиваемый подкор­ковыми образованиями головного мозга. Модуляция тонуса коры осуществляется ретикулярной формацией и лимбическим отделом мозга. Подкорковые образования, формируя ориенти­ровочный рефлекс, внимание, тем самым создают предпосылку и для запоминания.
Итоговая, синтезирующая функция памяти осуществляется лобными долями мозга и в значительной мере — лобной долей левого полушария. Поражение этих мозговых структур наруша­ет всю структуру мнемической деятельности.
Проблема запоминания граничит с проблемой забывания. Забывание в основном происходит за счет интерференции — противодействия раздражителей и за счет охранительного тор­можения.
Итак, процесс запечатления и сохранения материала обуслов­лен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышен­ным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятель­ности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (проти­ воборствующих) воздействий, включенностью материала в семан­тическое, понятийное поле сознания данного индивида.
Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует произвольной активизации тех систем связей, на фоне которых запоминался материал.
Процесс забывания также не сводится к спонтанному угаса­нию энграмм. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, материал, не включенный в постоян­ную деятельность субъекта. Но невозможность припомнить ма­териал не означает полной стертости его следов. Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния моз­га. (В гипнотическом состоянии человек может вспомнить то, что казалось совсем забытым.)
Классификация явлений памяти. Различаются процессы памя­ти — запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и формы памяти: непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).
В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образная, логическая и эмоциональная.
Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.
По способу запоминания различают непосредственную (пря­мую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассо­циативную (смысловую) память.
След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данно­го образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Это ассоциативное всплывание образов психоло­гически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизве­дения следов по ассоциациям.
Различаются три вида ассоциаций:
  • по смежности: элементарный вид связи без существенной переработки информации;
  • по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопостав­ения;
  • по сходству: воспринимая одну ситуацию, человек вспо­минает другую, сходную. Ассоциации по сходству требуют слож­ной переработки полученной информации, выделения суще­ственных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти.
Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.
Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляют­ся все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием разных механизмов, систем па­мяти.
Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:
  • сенсорная — непосредственный чувственный отпе­чаток воздействующего объекта;
  • кратковременная;
  • опера­тивная;
  • долговременная.
Сенсорная память — непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, пол­ного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень крат­кий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчеза­ют. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений. (Сенсорная память иначе называется иконической памятью — от греч. ikona — образ.)
Кратковременная память — непосредственное запечатление со­вокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, одно­ временная фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентиров­ку при одномоментном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 секунд. Ее объем ограничен 5—7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.
Оперативная память — избирательное сохранение и актуализа­ция информации, необходимой только для достижения цели дан­ной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ог­раничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, по­мним условие задачи, которую решаем, помним промежуточ­ные цифры при сложных вычислениях. Продуктивность оперативной памяти определяется способ­ностью человека организовывать запоминаемый материал, со­здавать целостные комплексы — единицы оперативной памяти. Примером использования различных блоков оперативных еди­ниц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. (Так, запом­нить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.)
Функционирование оперативной памяти сопряжено со зна­чительным нервно-психическим напряжением, так как она тре­бует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состоя­ние которых изменяется, в оперативной памяти может удер­жаться не более двух переменных факторов.
Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от личностной реле­вантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.
Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти. Они различаются по следующим качествам, встречаю­щимся в различных комбинациях: объем и точность запомина­ния; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного чело­века зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенно­сти взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образ­ный, логический и средний типы).
Различные сочетания индивидуально-типологических осо­бенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти.
Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. (Так, в ходе психологических опытов было установле­но, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14.)
Существенная индивидуальная особенность памяти —на­правленность на запоминание определенного материала.
Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно ска­зать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.
Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уро­вень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению.
Интеллектуально развитый человек запоминает преимуще­ственно с помощью логических операций. Но развитость образ­ной памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием.
Закономерности памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с форма­ми памяти.
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются: 
  • сильные и значимые физические раздражители (звук вы­стрела, яркий свет прожектора);
  • то, что вызывает повышенную ориентировочную деятель­ность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону в т. п.);
  • раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);
  •  раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
  • то, что более всего связано с потребностями данного чело­века;
  • то, что является объектом активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются не­произвольно и прочно).
Однако в деятельности человека чаще возникает необходи­мость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором ставится задача — запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.
Условиями успешного произвольного запоминания являются:
  • осознание значимости и смысла запоминаемого матери­ала;
  • выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
  • выявление плана в словесно-текстовом материале, опор­ных слов в содержании каждой его части, представление мате­риала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
  • содержательность и доступность запоминаемого материа­ла, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  • эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
  • возможность использования данного материала в профес­сиональной деятельности субъекта;
  • установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
  • материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизнен­ных задач, становится объектом активной умственной деятель­ности.
При заучивании материала существенно рациональное рас­пределение его во времени и активное его воспроизведение.
При невозможности установления смысловых связей в раз­ нородном материале используются искусственные приемы за­ поминания — мнемотехника: создание вспомогательных искус­ственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. (Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последова­тельности цветов светового спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».)
Произвольная память — память целенаправленно организуе­мая. Ограниченность объема удержания и воспроизведения раз­нородного материала обусловлена ретроактивным и проактив-ным торможением (торможением, возникающим от предшеству­ющих и последующих воздействий).
Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и пос­ледние слоги запоминаются легче, а средние — хуже. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны пред­шествующих впечатлений, а последние члены ряда не испыты­вают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны пред­шествующих (проактивное торможение), так и со стороны пос­ледующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее тор­можение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоми­нание крайних элементов) называется фактором края.
При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 минут), которые предотвращают ретроактивное торможе­ ние.
Предположение, что следы памяти не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействий, подтверждается явлением реминисценции (от лат. reminiscentia — воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его воспри­ятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек мо­жет воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Непроизволь­ но всплывающие воспоминания называются реминисценциями.
Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное тормо­жение.
Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем меха­нической. Установление связей, структуры, принципа, закономер­ности построения объекта — основное условие его успешного за­поминания
Произвольное запоминание образного материала также об­легчается выявлением принципа его организации.
с экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение «Иванов ко­ лол сахар», то при его воспроизведении испытуемые часто ре­ конструируют этот материал следующим образом: «Иванов ко­ лол сахар щипцами». Этот феномен объясняется непроизволь­ ным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.
Итак, память не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.
При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоми­ нания.
Особой разновидностью воспроизведения являются воспо­ минания. Воспоминание — отнесение индивидом образных пред­ ставлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локали­ зация воспоминаний облегчается при воспроизведении личност – но значимых поведенческих событий, их последовательности.
Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, назы­ вается припоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций.
Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).
Особенность представлений — их обобщенность и фрагмен­ тарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представле­ ния связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятель­ ности наиболее существенны.
Представления — обобщенные образы действительности.
И них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасыва­ ются случайные; представления — более высокая ступень по­ знания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли.
Однако представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, на­ пример фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.
Прошлое восстанавливается с участием мышления — обоб­ щенно и опосредствованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату про­ шлого. И только специально организуемая контрольная дея­ тельность — сопоставление, критическая оценка — приближает Реконструируемую картину к подлинным событиям.
Материал воспроизведения — продукт всего психического своеобразия данной личности. В памяти прежде всего отклады
вается то, что было наиболее актуально, значимо в ее деятель­ ности, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие — затрудняющие условия деятельности.
межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особеннос­ ти индивида.
Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает и эмоционально переживает в процессе восприя­ тия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти — уз­ навание — отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.
Значительные деформации познавательных процессов про­ исходят в эмоционально напряженных состояниях.
Итак, память не склад готовой продукции. Ее материал под­ вержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной де­ тализации воспроизводимого события, в объединении разроз­ ненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном
В временном смещении событий или их фрагментов, утрирова­ нии, акцентировании личностно значимых сторон события.
памяти человека сохраняется не только фактическая сто­ рона событий, но и соответствующая их интерпретация.
Репродукция, восстановление прошлых воздействий не яв­ ляется «слепком» этих воздействий. Степень расхождения пред­ ставлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.
некоторых людей могут возникать полные, яркие пред­ ставления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называются эйдетически­ ми (от греч. eidos — образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов — персеверация (от лат. perseveratio — упорство).
Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)