Право Афин

Право Афин лишено той исключительности, какой обладали государственный строй Афин или право Древнего Рима.

Древнейшим памятником Афин были законы Драконта (ок. 621 г. до н. э.), представлявшие собой, как полагают, запись норм обычного права. Содержание законов до нас не дошло. Известно лишь, что они отличались особой жестокостью, «написаны кровью» и будто бы почти за все преступления назначали смертную казнь. «Когда Драконта спросили, – пишет Плутарх, – почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего». Жестокость наказаний – характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью – жестокость.

Позже важнейшим источником права в Афинах стали законы народного собрания.

В правовом положении населения Афин выделяется равенство прав граждан (при ограниченности прав женщин), а также сословное деление общества с выделением античного рабовладения.

Гражданами (около 2/5 населения Афин) признавались лица, рожденные от брака афинских граждан и достигшие 18-летнего возраста. С 18 до 20 лет юноши проходили военную службу, с 20 лет – разрешалось участвовать в народном собрании. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина.

Особым было положение женщины. Отношения в семье имели патриархальный характер. Жена, дети, рабы – все в одинаковой степени находились под властью мужа и отца, который был главой дома, опекуном, заступником, а также жрецом домашнего бога. Источники свидетельствуют, что женщина в Афинах пользовалась большим уважением, но вместе с тем ее согласия на брак не требовалось – брачный договор был делом отца; право наследования принадлежало одним сыновьям. Закон требовал от жены целомудрия (муж, однако, мог иметь, и ему даже полагалось иметь, наложницу, но вне семейного дома).

Метеки – выходцы из других полисов (около 1/5 населения Афин) были лишены политических прав, но они могли заниматься ремеслами, торговлей, иметь семью, собственность (кроме недвижимости), облагались особым налогом.

Рабство в Афинах имело первоначально патриархальный, позже – античный характер. К IV в. до н. э. рабы составляли около 2/5 всего населения Афин. Кроме рабов полиса, многие рабы принадлежали семьям афинян – по 3–4 раба в семье. Труд рабов широко использовался в домашнем хозяйстве, в общественных, ремесленных работах; рабы осуществляли полицейские функции. Также в Афинах античное рабовладение означало лишение рабов гражданских и многих человеческих прав. Раба можно было наказать, но запрещалось злоупотреблять этим правом. Хозяин не мог распоряжаться жизнью и смертью раба. Многое было сходным с положением рабов в Риме.

В отдельных отраслях права Афин сохранялись черты ранней экзотичности и формализма, например присяга на освященных внутренностях животных. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня. Все же наряду с законами видное место среди источников сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общее определение права. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления – так, убийство посла считалось религиозным преступлением. Сократ был осужден на смерть (399 г. до н. э.) за безбожие. Право Афин не было систематизировано.

Переход от раннего к развитому состоянию права лучше изучен и более полно представлен в разделе о римском праве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)